Компания «Медиалогия» специально для «Газеты.Ru» провела исследование активности кандидатов в патриархи всея Руси в СМИ. Согласно полученным данным, как и ожидалось, наиболее ярко в этот период в российском медиа-пространстве был представлен митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, исполняющий обязанности местоблюстителя патриаршего престола и считавшийся основным претендентом на пост патриарха. Конкурентов он опередил с подавляющим преимуществом.
Исследователи провели замеры по двум параметрам: количеству упоминаний каждого из претендентов на пост патриарха и индексам информационного благоприятствования, отражающего качество присутствия каждого из кандидатов в информационном поле.
Исследования охватили период с 6 декабря минувшего года, когда митрополит Кирилл был назначен местоблюстителем патриаршего престола, по 25 января нынешнего года, когда в Москве прошел Архиерейский собор, на котором были выдвинуты кандидатуры митрополита Кирилла, митрополита Калужского и Боровского Климента и митрополита Минского и Слуцкого, главы Белорусской православной церкви Филарета.
За этот период количество упоминаний в СМИ митрополита Кирилла достигло 5148, гораздо реже упоминали митрополита Климента — 744 раза, и меньше всех митрополита Филарета — 231 раз.
Наиболее высокий индекс информационного благоприятствования также у митрополита Кирилла — 10 561,4. Он в шесть раз превышает показатель митрополита Климента — 1634,4. На третьем месте вновь митрополит Филарет — его индекс составляет 1098,81 пункта.
Очевидно, что столь большая разница в показателях между претендентами на пост патриарха объясняется наличием у митрополита Кирилла официальной должности местоблюстителя, в которой он сделал немало заявлений от имени церкви, а также статусом наиболее вероятного кандидата на пост патриарха.
В этом качестве Кирилл упоминался многократно, причем как в положительном, так и в отрицательном контексте.
В частности, в конце декабря минувшего года в Сретенском монастыре местоблюститель выступил с проповедью, в которой фактически заявил о своей приверженности традиционным православным ценностям. Наблюдателями эта проповедь была воспринята как ответ на обвинения митрополита в экуменизме. Кроме того, фаворит кампании показал, что он в курсе проблем своей паствы, когда во время рождественских богослужений поднял тему экономического кризиса.
Кроме того, за время пребывания местоблюстителем Кирилл дал несколько программных интервью и успел появиться в телевизионном проекте «Имя Россия». Наиболее заметным сторонником митрополита Кирилла выступил известный диакон Андрей Кураев, вначале опубликовавший в интернете статью «Патриарх Кирилл — пора привыкать?», а затем фактически возглавивший информационную кампанию против оппонента митрополита Кирилла — митрополита Климента, повествуя читателям своего портала об излишне авторитарных нравах брата последнего.
Наиболее резонансным получилось выступление в поддержку митрополита Кирилла бывшего руководителя Федеральной налоговой службы РФ, а ныне сенатора Александра Починка, который постарался опровергнуть устойчивое представление о Кирилле как о «табачном митрополите», переложив ответственность за осуществление беспошлинных поставок в Россию подакцизных товаров под видом гуманитарной помощи в 1990-х годах на митрополита Климента. Кирилл же, по словам Починка, проявил в свое время жесткость, которая привела к отказу церкви от использования упомянутых схем, вовлекших ее в нашумевший «табачно-алкогольный скандал».
Что же касается Климента, то он в СМИ почти не выступал лично, лишь однажды распространив заявление, в котором призвал к единству церкви в преддверии Поместного собора.
Со схожим заявлением выступил и митрополит Кирилл.
За митрополита Филарета, судя по всему, больше всего переживают в Белоруссии. Наиболее часто его имя упоминалось в белорусской прессе и интернет-ресурсах. Считалось, что в избрании Филарета на пост предстоятеля Русской православной церкви наиболее заинтересован президент Белоруссии Александр Лукашенко.
Исследование проводилось на основе базы СМИ системы «Медиалогия», которая включает почти 3500 наиболее влиятельных источников РФ: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, интернет-СМИ и блоги, говорится в пресс-релизе компании.