О том, что Россия ведет переговоры с рядом иностранных государств о размещении на их территории баз ВМФ, рассказал РИА «Новости» замначальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Анатолий Ноговицын. Назвать эти государства Ноговицын отказался.
Зато в Главном штабе Военно-морского флота РФ будущие места размещения баз скрывать не стали.
В ближайшие несколько лет базы российского ВМФ появятся сразу в трех странах — Йемене, Сирии и Ливии.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, базы ВМФ будут размещены на острове Сокотра (Йемен), а также в портах Тартус (Сирия) и Триполи (Ливия). «Политическое решение по данному вопросу принято. Сейчас трудно сказать, сколько времени нам понадобится, чтобы создать пункты базирования нашего флота в этих странах, но то, что через несколько лет это будет сделано, несомненно», — сказали агентству в Главном штабе ВМФ.
В то же время Ноговицын утверждает, что переговоры продолжаются и информация о странах базирования флота «может иметь негативное влияние на ход этих переговоров».
Появление баз в ВМФ объяснили необходимостью «решить задачу регулярного присутствия флота в удаленных морских районах для защиты национальных интересов России».
Остров Сокотра, принадлежащий Йемену, находится в Индийском океане, у берегов Сомали. Разместить у себя базу ВМФ, как сообщали информагентства, президент Йемена Али Абдалла Салех сам предложил гостившему у него в октябре 2008 года спикеру Совфеда Сергею Миронову.
Йеменская база должна будет обеспечивать безопасность российских гражданских судов боевыми кораблями в Аденском заливе.
Как известно, в 2008 году сомалийские пираты активизировали свою деятельность по захвату кораблей. Для обеспечения безопасности российских кораблей к берегам Сомали был отправлен сторожевик «Неустрашимый». Вскоре его должны сменить другие российские военные корабли. По мнению главреда сайта «Морской бюллетень — Совфрахт» Михаила Войтенко, создание базы может помочь в борьбе с пиратами, однако «к тому времени, как базу построят, с ними уже разберутся».
Создание баз в сирийском Тартусе и ливийском Триполи обосновывается «контролем и оперативным реагированием на обстановку во взрывоопасном регионе Ближнего и Среднего Востока». Напомним, что Россия сама ушла из этого региона, ликвидировав в 2002 году базу российского ВМФ во вьетнамской Камрани. Видимо, теперь Москва решила вернуться в этот регион.
Правда, эксперты сомневаются в том, что зарубежные базы ВМФ действительно появятся в заявленные сроки.
Войтенко расценивает эти заявления как проявление амбиций, не подкрепленных финансовыми ресурсами. «В стране кризис, и нужно сначала его преодолеть. Они и пять-шесть авианосцев обещали построить. Дело в том, что у них отсутствует привычка думать и нести ответственность за свои слова», — сказал Войтенко «Газете.Ru».
Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов также не считает, что в ближайшие год-два эта возможность будет реализована. «Геополитическая экспансия России имела смысл год назад, когда ресурсы казались далеко не исчерпанными. Что касается сегодняшнего дня, то ощущения несколько иные», — заявил он «Газете.Ru». По мнению Лукьянова, дело в том, что факт наличия у России зарубежных баз ВМФ придает ей в своих глазах «убедительный статус принадлежности к числу великих держав».
В главном штабе ВМФ выражают оптимизм. «Никакие дноуглубительные работы ни в Тартусе, ни в других местах мы проводить не будем. Имеющиеся там глубины достаточны для захода туда кораблей и судов с малой осадкой. Крупные корабли типа крейсера могут стоять и на рейде того или иного порта», — сказал собеседник ИТАР-ТАСС. Впрочем, ремонтировать, модернизировать или построить заново причалы, а также создать развитую береговую инфраструктуру с необходимыми объектами, обеспечивающими ремонт, пополнение запасов продовольствия, воды, топлива, боеприпасов и отдых экипажей российскому ВМФ все же придется, признают в Главном штабе.