Сроки реформирования вооруженных сил РФ и «перевода их к новому облику» могут быть скорректированы, сообщил «Интерфакс» со ссылкой на «информированный источник в российской столице». Собеседник сообщил, что «с учетом сегодняшних экономических и, прежде всего, финансовых реалий основные этапы запланированных на начало года преобразований в армии и на флоте, по всей видимости, будут пересмотрены».
В частности, напомнил источник, к 1 февраля планировалось завершить преобразования в главных и центральных управлениях Генштаба и изменить структуру тыла вооруженных сил. Однако провести «столь масштабные оргштатные мероприятия» в эти сроки вряд ли удастся, равно как и перевести большинство войск на бригадную структуру к 1 июня 2009 года.
По сути, это отсрочка не менее чем на год основных мероприятий военной реформы, реализуемой гражданским министром обороны Анатолием Сердюковым.
По плану, который оглашало Минобороны, в течение 2009 года должны были быть проведены основные шаги реформы: сокращение более 250 тысяч офицерских должностей (численность ВС уменьшается до 1 млн с 1,25 млн служащих), ликвидация института прапорщиков и замещение многих воинских должностей (юристы, переводчики и проч.) гражданскими специалистами. Сокращение офицеров планировалось за счет достигших предельного возраста и служащих так называемых «кадрированных частей», тех соединений, где служат только офицеры, напоминает завлабораторией военной экономики Института экономики переходного периода Виталий Цымбал.
Генералы штабов, никем не командующие офицеры и прапорщики в небоевых частях были признаны обузой, однако Минобороны, согласно плану военной реформы, брало на себя обязательства по обеспечению увольняемых жильем и выходными пособиями, а также помощь в трудоустройстве.
Перевод системы управления войсками на бригадный принцип важен для боеспособности войск, но «для общества он третий», рассуждает Цымбал. Суть изменений сводится к тому, что четырехзвенная система управления (округ – армия – дивизия — полк) заменяется по западному образцу на трехзвенную (округ — оперативное командование — бригада).
На проведение этих мероприятий «требуются колоссальные средства, и с учетом планов по корректировке федерального бюджета 2009 года, по всей видимости, сроки их проведения также будут скорректированы», сообщил источник.
Бюджет-2009 будет дефицитным, признал ранее помощник президента Аркадий Дворкович. Дефицит ожидается в пределах 5% ВВП. Недополучение доходов – около 3,5 трлн руб. Все оборонные расходы в проекте трехлетнего бюджета 2009–2011 – 5 трлн руб. Как заявляла в 2008 году замминистра обороны Любовь Куделина, только на выплату пособий увольняемым офицерам и прапорщикам потратят 50 млрд руб в 2009 г., к тому же в этом году бюджет оборонного ведомства подразумевал введение надбавок для отличившихся офицеров и повышение окладов всему офицерскому корпусу до 50 тыс. рублей в месяц.
Все шло к отсрочке реформы, полагает депутат Госдумы Виктор Илюхин. Планирование было «легковесным», не учитывался кризис, говорит депутат.
«Начальник генштаба и замминистра обороны на закрытом заседании комитета по обороне так и не дали ни одного четкого убедительного ответа по поводу финансирования, — рассказывает парламентарий о встрече, которая проходила в конце ноября. — Мы же сами закладывали деньги в бюджет и затрат на эту военную реформу не планировали».
$21 млрд выделено только на покупку офицерам 10 тыс. квартир, считает Илюхин, а их понадобится тысяч 300.
Тогда, однако, Минобороны настаивало на том, что денег на реформу хватит. «Все расходы на проведение реформы укладываются в оборонный бюджет и не потребуют дополнительного финансирования», — сказал в Совете федерации 16 декабря начальник Генштаба Николай Макаров.
Отсрочка уже была очевидна, когда президент в 2008 году подписал указ о сокращении численности военнослужащих армии и флота лишь к 2016 году, говорит Цымбал. Ранее сокращение численности закладывалось к 2012 году. «Если судить по федеральной целевой программе дальнейшего перехода на контрактную систему, то в начале 2007 года говорилось о комплектации сержантским корпусом до 2013-го, а в августе постановлением правительства этот шаг был растянут до 2016-го, — рассказывает эксперт. — Поскольку офицерский корпус собираются сокращать уже к 2013-му, то в итоге выходила «яма» — офицеров уже уволили, а сержантов еще не набрали». Этим, по мнению Цымбала, могло бы объясняться нынешнее решение, а не только ссылками на кризис.
Пресс-служба Минобороны в пятницу не давала комментариев по поводу отсрочки военной реформы.
Военная реформа должна была стать одним из главных преобразований в России последних лет.
Несмотря на то, что планы изменений в российской армии обсуждаются едва ли не со времен распада Советского Союза, по-настоящему стартовала она с назначением на этот пост до этого работавшего главой Федеральной налоговой службы Анатолия Сердюкова в феврале 2007 года. Уроженец Санкт-Петербурга и член питерской команды Владимира Путина, а кроме того зять экс-премьера Виктора Зубкова, он с самого начала получил карт-бланш на довольно радикальные действия. Однако планы массовых сокращений и распродажи непрофильного военного имущества были встречены в штыки генералитетом во главе с начальником генштаба Юрием Балуевским. Конфликт Сердюкова с Балуевским вылился в публичную плоскость, но в итоге закончился победой последнего. Министра поддержал новый президент Дмитрий Медведев, уволивший Балуевского и назначивший на его место лояльного Сердюкову Николая Макарова. Медведев, по сути, благословил дальнейшие преобразования.
Мощным стимулом для реформы стала война в Грузии в августе 2008 года. Тогда со всей очевидностью выяснилось, что прежняя советская система армейского командования и способа развертывания войск неповоротлива и неэффективна. Именно после этого было объявлено о переводе армии на бригадный принцип организации и о планах масштабной модернизации вооружений.