Глава российского правительства Владимир Путин в интервью немецкому телеканалу ARD объяснил позицию Москвы в газовом конфликте. Он заверил, что Россия не заинтересована в приостановке поставок газа в Европу.
«У нас долгосрочные контракты с нашими европейскими потребителями. И эти европейские потребители исправно платят деньги. Зачем же нам заниматься самоубийством и прекращать туда поставки? Украина, по сути, устроила газовую блокаду Европе. Зачем? В борьбе за то, чтобы получить нерыночные, низкие цены на закупаемый у нас газ», — заявил он. Путин пояснил, что после распада СССР появились новые транзитные страны, в частности Украина и Белоруссия, «которые пытаются использовать свое монопольное транзитное положение для того, чтобы получить преференции», а именно низкие цены на газ, ниже рыночной стоимости. По его словам, надежность поставок может быть обеспечена только в том случае, если все участники процесса будут действовать в рамках цивилизованных рыночных инструментов, правил и механизмов. И добавил, что хотел бы, чтобы европейские потребители знали и понимали это.
В случае с Украиной, объяснил Путин, проблема усугубляется тем, что страна находится в политическом кризисе. По мнению главы российского правительства, сейчас многие сторонники оранжевой революции, произошедшей в 2004 году, разочарованы. Он полагает, что теперь политическая борьба вырождается в столкновение между кланами, которые, в том числе, борются за доступ к финансовым потокам, одним из которых является, конечно, торговля российским газом — как внутри Украины, так и за ее пределами. Путин считает, что для разрешения этой ситуации Украине необходимо диверсифицировать потоки. «Нужно эти транзитные страны лишить иллюзий. Если хотите, как говорится, нужно лишить девушек иллюзий — у женихов есть выбор», — объяснил премьер.
При этом Путин объяснил, что в течение года цены на газ будут снижены.
«Цена неизбежно упадет в течение этого года в связи с тем, что в конце предыдущего цены на нефть упали», — сказал премьер. Это произойдет примерно через полгода. «От нас эти цены никак не зависят, цена на газ зависит напрямую от рыночных цен на нефть и нефтепродукты», — уточнил Путин. По его словам, газовый рынок реагирует на цены на нефть в среднем с опозданием на 5–6 месяцев.
«Поэтому, если на кого-то и надо злиться, то на нефтяных спекулянтов, которые торгуют не реальным продуктом, а бумажками», — отверг претензии премьер.
Положительно на ценах на газ скажется строительство новых газопроводов, в частности проект Nord Stream, который начали реализовывать Россия и Германия. Путин, отвечая на вопрос журналиста, объяснил, что именно эти две страны занялись этим проектом, поскольку вся «европейская система газоснабжения зародилась как раз между Россией и Германией». На данный момент в проекте участвуют и другие европейские страны, уточнил Путин.
Резон строительства очень простой: если между Россией и Европой будут посредники, то ничего принципиально не изменится. «Те же самые транзитные страны будут создавать постоянно проблемы с тем, чтобы повышать стоимость прокачки через их территории, с тем, чтобы получить газ подешевле себе, а значит, другие потребители будут получать его дороже», — объяснил Путин. Кроме того, Россия в таком случае будет вынуждена транспортировать свой ресурс на рынки других регионов мира — в Соединенные Штаты, на Восток. «Это значит, что мы будем больше уделять внимание такому способу доставки газа потребителям, как сжижение, а это очень дорогой процесс», — заключил Путин.
Журналист ARD поинтересовался у Путина, почему в высшее руководства Nord Stream от Германии были приглашены два знакомых Путина — бывший канцлер Герхард Шредер и Матиас Варниг, возглавлявший российский филиал Dresdner Bank. Премьер объяснил, что дело исключительно в личных и деловых качествах этих людей. Он рассказал, что с обоими познакомился, когда работал в мэрии Санкт-Петербурга в начале 1990-х. Стоит отметить, что европейские СМИ давно волнует история отношений Путина и Варнига, которые оба работали в спецслужбах, причем в конце 80-х в одном городе — в Дрездене. По одной из версий, они сотрудничали уже тогда, ячейка Варнига действовала под видом консалтинговой компании. В Dresdner Bank Варниг устроился вскоре после падения Берлинской стены, но при устройстве на работу о службе в «Штази» не упоминал, ранее писала WSJ.
Сам Варниг в 2006 году рассказывал, что с Путиным он знаком с 1991 года. В интервью ARD Путин назвал несколько другие сроки, но заверил, что это произошло не во время службы в Дрездене. «Да, это было где-то в 1993 или 1994 году. Я возглавлял комитет по внешним связям, и в мои обязанности входила регистрация представительств иностранных компаний. И господин Варниг пришел с вопросом о такой регистрации как представитель отделения Dresdner Bank, то есть представительства Dresdner Bank», — на этом закончил свое интервью Путин.