Индия и Пакистан, две страны с атомным оружием, несколько раз воевавшие между собой, все ближе к новому открытому столкновению. В пятницу пакистанские власти приняли решение перебросить 20 тыс. солдат с афганского участка границы на восток, к рубежам с Индией. Военнослужащим пакистанской армии строго-настрого запретили отправляться на побывку.
Официальные лица в пакистанском руководстве подтвердили журналистам, что в повышенную боевую готовность приведены военно-воздушные силы страны. Пилоты, которые готовятся защищать важнейшие города — Исламабад, Равалпинди и Лахор, — а также центр ядерных исследований в Кахуте, буквально спят в униформе, не снимая ботинок на случай начала боевых действий.
К индийским рубежам переброшена 14-я дивизия сухопутных войск, чье обычное предназначение – бороться на дальнем северо-западе страны с боевиками «Талибана (организация запрещена в России)» и «Аль-Каиды (организация запрещена в России)». Хотя там и введен особый порядок управления из федерального центра, эти территории Исламабад фактически не контролирует.
В пакистанской столице на публике пока воздерживаются от воинственной риторики, но делают Индии многозначительные намеки. Министр иностранных дел республики Шах Мехмуд Куреши предупредил: «Если война будет навязана, то мы ответим как отважная страна, имеющая чувство собственного достоинства».
Как отмечает The New York Times, решение Пакистана переключиться с борьбы с терроризмом на устрашение Индии вряд ли придется по вкусу американцам. США и без того не раз выражали озабоченность, что, несмотря на присутствие 100-тысячного контингента пакистанской армии на северо-западе страны, пакистано-афганская граница по-прежнему остается фактически прозрачной, чем и пользуются исламские фундаменталисты.
Пока Вашингтон избегает резких комментариев. «Мы не хотим, чтобы какая-то из сторон предпринимала шаги, которые могли бы усугубить противоречия в и без того сложной ситуации», — объявил официальный представитель Белого дома Гордон Джондро.
Индийская сторона воспринимает последние шаги Пакистана куда как серьезно. Как передает AP, премьер Манмохан Сингх уже провел совещание с главкомами ВВС, армии и флота на предмет «поддержания безопасной ситуации».
Поводом для нового обострения отношений двух ядерных держав стали теракты, потрясшие индийский мегаполис Мумбаи (бывший Бомбей) в конце ноября. Они унесли, по последним данным, жизни 172 человек.
Нападавшие, взорвавшие бомбы у входа в несколько дорогих отелей, а затем забаррикадировавшиеся в зданиях, были выходцами из Пакистана и принадлежали, по всей видимости, группировке «Лашкар-э-Тайба». Правительство соседней с Индией страны пообещало принять все меры для расследования теракта, но пока Нью-Дели попрекает Исламабад в отсутствии желания идти ему навстречу. Команда Асифа Али Зардари, пакистанского президента, по мнению индийцев, вообще мало что сделала для того, чтобы пресечь деятельность боевиков.
«У нас есть множество улик, доказывающих, что атаки в Мумбаи совершили элементы, базирующиеся в Пакистане», — в который раз подчеркнул в пятницу министр иностранных дел Индии Пранаб Мукерджи. И, по его словам, «Пакистану не следует отвлекать внимание от действительной проблемы борьбы с террористами нагнетанием военной истерии».
В Пакистане понимают, к чему клонят их соседи. В Исламабаде боятся, что Индия развернет собственную «антитеррористическую операцию» на территории сопредельного государства. Согласно источникам The New York Times, в пакистанском руководстве ходят слухи, что Нью-Дели готовится фактически предъявить такой ультиматум уже на следующей неделе.
И Индия, и Пакистан перебросили войска в район Кашмира, провинции, за которую спор идет уже шесть десятков лет, сразу же после терактов. Одновременно дипломаты начали усиленные консультации, которые, похоже, особого успеха не принесли.