Расследование конфликта в Южной Осетии продлено до апреля 2009 года. Об этом во вторник сообщил председатель Следственного комитета при прокуратуре (СКП) Александр Бастрыкин на презентации книги «Осетинская трагедия. Белая книга преступлений против Южной Осетии, август 2008 года». Кроме того, может быть увеличен список статей, по которым возбуждено уголовное дело. Сейчас события расследуются по ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц, совершенное общеопасным способом, по мотивам расовой и национальной вражды) и ст. 357 УК РФ (геноцид).
Не исключено, что к ним также могут быть добавлены следующие статьи УК РФ: 353 (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны), 356 (применение запрещенных средств и видов вооружений), 359 (наемничество) и 360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой) УК РФ.
На данный момент главный промежуточный итог расследования — количество погибших среди военных сократилось.
Бастрыкин сообщил, что в результате августовских событий погибли 48 военнослужащих, в том числе десять из состава миротворческого батальона Смешанных сил по поддержанию мира. Двое считаются без вести пропавшими. Ранения различной степени тяжести получили 157 военнослужащих, сказал Бастрыкин.
В конце августа замначальника Генштаба Анатолий Ноговицын говорил о 64 погибших, а еще раньше о 74 убитых. Тогда же сообщалось, что с российской стороны ранены были 323 человека и 19 пропали без вести.
Председатель комитета солдатских матерей Санкт-Петербурга Элла Полякова пояснила «Газете.Ru», что достоверных данных у Министерства обороны нет, потому могут происходить такие изменения в списках. Но в Южной Осетии на этой неделе ей говорили о 300 погибших военнослужащих. Правда, стоит отметить, что помимо российских миротворцев в военных действиях принимали участие и ополченцы и неизвестно, включены они в это число или нет.
Что касается потерь среди жителей Южной Осетии, то потерпевшими от агрессии признаны более 5 тыс. человек. Установлены анкетные данные 162 погибших осетин, уточнил Бастрыкин. Он напомнил, что некоторых убитых родственники похоронили еще до приезда следователей, потому «количество жертв среди мирного населения будет уточняться».
Напомним, в первые дни конфликта, начавшегося 8 августа, никаких более или менее достоверных данных о погибших мирных жителях не было. Южноосетинские и российские власти говорили о полутора-двух тысячах погибших, сами беженцы уверяли, что количество жертв может дойти до трех тысяч. Правозащитники из организации Human Rights Watch через 5 дней после начала войны заявили, что эта цифра явно завышена. Они объясняли, что есть довольно точные данные о раненых, а исследования подобных конфликтов говорят, что обычно число погибших как минимум в три раза ниже, а о пяти-шести тысячах раненых никто никогда и не сообщал.
Сотрудник правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов пояснил «Газете.Ru», что данные СКП по погибшим среди мирных жителей выросли, но точных данных действительно нет. «Здесь каждый случай документируется, а это не всегда возможно сделать, сложно проверить обстоятельства гибели, место гибели», — сказал он. Кроме того, правоохранительные органы Южной Осетии еще не оформили все свои данные. К тому же бывало так, что в списках, которые составляла комиссия по расследованию конфликта, оказывались живые люди или давно умершие.
Несмотря на то что количество погибших сильно сократилось, Бастрыкин заверил, что есть основания говорить о геноциде южноосетинского населения. «У нас есть основание в будущем говорить о квалификации действий военного руководства и армии Грузии как действий агрессивного характера, которые были направлены на уничтожение южноосетинского народа как национально-этнической общности», — заверил глава СКП. Бастрыкин пояснил, что следователи допросили 892 свидетеля и в этих показаниях есть факты, которые подтверждают событие геноцида.
Бастрыкин особо отметил, «что для признания факта геноцида важно не количество жертв, значение имеет умысел, цель, мотив — субъективная сторона преступления».
Обвинения в этнических чистках грузинское и российское руководство предъявили друг другу в первые же дни военных действий. О зверствах грузинских военных говорил и глава российского МИДа Сергей Лаврова, и представитель России в Совбезе ООН Виталий Чуркин. Тбилиси обвинял в этнических чистках российских военных. Но на данный момент ни одна из сторон никаких доказательств не представила. Бастрыкин сейчас заверил, что Москве не известно никаких фактов о том, что российские военные уничтожали грузинское население.
Россия, по словам Бастрыкина, также располагает данными, что в конфликте с грузинской стороны участвовали наемники из украинского националистического движения УНА-УНСО (организация запрещена в России) — полевая форма бойцов, их записные книжки, также приказ от 27 июля 2008 года МВД Грузии, закрепляющий за командиром подразделения УНА-УНСО стрелкового оружия, сказал глава СКП, были обнаружены в селе Очабети Цхинвальского района. Также есть данные о том, что на стороне Грузии в ходе событий воевали наемники из США, Турции и Чехии.
Первым на промежуточные итоги расследования отреагировал Вашингтон. Начальник пресс-службы госдепартамента США Шон Маккормак заверил журналистов, что администрация Джорджа Буша не разделяет выводы о том, что власти Грузии в августе текущего года предприняли попытку геноцида в Южной Осетии, сообщает ИТАР-ТАСС. С точки зрения Вашингтона, геноцида в Южной Осетии «не происходило».