Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Трудно подобрать слова»

Политики, культурные и общественные деятели скорбят о кончине Алексия II.

Наталья Нарочницкая, президент Фонда исторической перспективы, экс-депутат Госдумы:

— С ходу трудно подобрать слова. Я в глубоком потрясении. Меньше месяца назад я получила из его рук орден Святой Равноапостольной Ольги, он меня благословил, поговорил со мной…

Я полагаю, что святейший патриарх Алексий провел корабль православной церкви в трудное и смутное время, сделав так, что церковь стала гласом религиозной совести. Вот так вот и стяжаются мудрость и способность предсказывать, как пойдет развитие общества. Он был настоящий пастырь, добрый, мудрый, удивительно укрепляющий, делавший человека гораздо менее уязвимым перед тяготами современной жизни, равно смиренным и перед взлетами, и перед падениями.

В истории нашей церкви, в истории нашего народа в Боге усилиями его произошло величайшее событие — воссоединение с Русской православной церковью за рубежом. Только потомки осознают значимость этого события, и теперь он вслед за первоиерархом Русской зарубежной церкви митрополитом Лавром скончался, словно выполнив свою главную миссию.

Никита Белых, бывший председатель СПС:

— Как человек православный, я глубоко скорблю о смерти предстоятеля Русской православной церкви. Патриарх Алексий был избран в 1990 году, и через все изменения, связанные с развалом СССР и становлением новой России, он провел церковь, закрепляя ее роль в обществе. Были, конечно, и недостатки, например, излишнее сближение с мирскими властями, что никогда не бывает на пользу церкви и вносит раскол среди верующих. Но свою главную задачу — возрождение роли церкви в России — он выполнил. Мир его праху. Будем молиться за его душу.

Станислав Белковский, политолог:

— Скончавшийся патриарх Алексий Редигер был классическим представителем сергианства как доминирующего идеологического течения в церкви с 1943 года. Это течение, напомню, связывается с именем Сергия (Старгородского), сначала патриаршего местоблюстителя, а с 1943-го — патриарха с соизволения Иосифа Сталина, искавшего в лице церкви союзника в годы Великой Отечественной войны.

Сергианство определяется двумя позициями. Во-первых, это полная солидарность с государством и правительством независимо от облика этого правительства. При советской власти церковь полностью поддерживала коммунистический режим и даже исполняла некоторые маленькие поручения партии. Во-вторых, это относительный либерализм в богословских вопросах. В последние 60 лет РПЦ показывала себя толерантной в отношении других конфессий, с которыми вела активный диалог.

Алексий II был тесно связан с виднейшим представителем сергианства митрополитом Никодимом (Ротовым), скончавшимся на приеме у папы римского в Ватикане в сентябре 1978 года.

Однако при Алексии в последнее десятилетие набрали силу консервативные тенденции, идеи обособления от государственной власти и критическое отношение к иным конфессиям и ветвям христианства. Когда в этом году случился скандал с епископом Анадырским и Чукотским Диомидом, неофициально часть пастырей поддержали его. Для них было шоком то наказание, которому подвергли его синодалы.

Так что от того, кто станет преемником почившего патриарха, зависит и вектор внутренней эволюции РПЦ. Если на престол взойдет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), то можно ожидать сохранения идеологии сергианства при определенном росте политических амбиций церкви. Не секрет, что сам митрополит Кирилл является весьма амбициозным церковным политиком, возможно, единственным политиком такого уровня в РПЦ.

Выбор более консервативного иерарха заставит предполагать постепенный отказ от сергианства, но надо понимать, что в современных условиях церковь не имеет существенного влияния как таковая. Она зависима от государства, но не наоборот. Примером тому провал робких попыток добиться обязательного преподавания основ православной культуры в школе.

Церковь сейчас находится между Сциллой и Харибдой — одновременно перед угрозой полного обмирщения и поступления на службу государству и угрозой самоизоляции как государства и общества, так и проблем современности. Поэтому церкви потребуется сейчас лидер исторического масштаба, и в этом плане приход Гундяева был бы благотворен.

Александр Проханов, писатель:

— Это событие грандиозное, оно затмевает кризис, все события с котировками. Это событие предельно важное и глубокое для русской истории. Патриарх начал еще в советское время и закончил даже не в ельцинскую, а в путинско-медведевскую эпоху, накрыв своей мантией время, когда все распадалось. И именно он был одним из тех людей, которые не дали России превратиться в пыль. Он остановил инфернальные, даже не политические энергии, которые угрожали русским людям. Во времена его главенства в Русской православной церкви для прихожан открывались новые храмы, церковь рука об руку с властью делала все, чтобы наполнить жизнь русских людей смыслом в это смутное время.

В эпоху Алексия был совершен ряд крайне важных метафизических деяний. Были причислены к лику святых многие невинно убиенные в начале прошлого века. Святые просияли, как говорят церковники, светом, который придал силы людям.

Эта потеря очень велика. Велика она для Путина и Медведева, которых с патриархом связывали узы дружбы, велика она и для церкви, которая столкнется лицом к лицу со множеством процессов, которые сдерживались волей патриарха. Кто после него возглавит церковь, в которой есть, к примеру, Диомид, я не знаю. Многие говорят, что это будет митрополит Кирилл, но он, скорее, сильная политическая фигура, а для этого дела нужна синтетическая, очень духовная фигура. Я светский человек, писатель, публицист и не стану гадать, кто это будет.

Инна Чурикова, актриса:

— Я сейчас ничего не могу сказать, это слишком ответственно.

Владимир Соловьев, телеведущий:

— Это огромная трагедия. При патриархе началось возрождение Русской православной церкви. Даже мне, как человеку не воцерковленному, это очевидно. Патриарх в трудную для страны эпоху всегда показывал примеры нравственности, терпимости, он был великим примирителем. Так что его смерть — трагедия для всех жителей страны вне зависимости от вероисповедания. Патриарху удалось представить большое количество достойнейших церковных деятелей, проявивших себя должным образом во время, в частности, бесланской трагедии. Сегодня многих из них называют в числе тех, кто влияет на ситуацию в стране в одном ряду с политиками и общественными деятелями. Я думаю, что среди этих людей должен найтись человек, который продолжит укреплять позиции церкви, как это делал Алексий II.

Борис Покровский, оперный режиссер:

— Это событие для каждого человека, который верит в Бога и жизнь человеческого духа. Мы благодарны ему и тем людям, которые приводили нас к миру и благословляли на подлинное жизненное наслаждение. Мы сожалеем, когда они уходят от нас. Сожалеем и о том, что ушел этот человек тонкого ума и здравого смысла, но радуемся тому, что встречи с ним были в нашей жизни.

Эдуард Лимонов, писатель, лидер запрещенной Национал-большевистской партии (организация запрещена в России):

— Когда умирает человек, это всегда грустно. Алексий II был реакционным, припадавшим к ноге власти патриархом, противившимся всяческим новшествам, например контактам с католической церковью. Абсолютно непростительно, что РПЦ просто изменила народу и предала его власти. Я думаю, что со смертью Алексия II в РПЦ ничего не изменится и вместо него будет назначен благорасположенный к власти человек. Церковь — прислужница кесаря, и эта традиция в России тянется уже бесконечное количество столетий. Я же всегда надеялся на раскол в церкви, что она будет бедная и будет заниматься простыми людьми, а не служить обедню в окружении наших нечестивых руководителей.

Виктор Илюхин, депутат Госдумы от Компартии:

— Надо сказать что, всегда с чувством горечи относишься к смерти любого человека. Тем более человека достаточно авторитетного, не только в России, но и за ее пределами. Я относился с уважением к Алексию II, ведь он много сделал для объединения РПЦ, а это во многом сближение всех славянских народов. Он сделал все, чтобы украинцы, белорусы и русские жили в единой семье. За это мы должны быть ему благодарны. Его усилия до конца не оценены, но будут иметь исторически важное значение. В отношении Алексия II слово упреки неуместно, однако он вместе с РПЦ допустил исконную ошибку, что церковь безоговорочно обслуживала власть. Синод и руководство РПЦ недопонимают или считают неважным, что гнев и недовольство властью автоматически переносится и на церковь. Я искренне сожалею и приношу свои соболезнования его близким.

Константин Затулин, депутат Госдумы от «Единой России»:

— Это огромное горе и для верующих, и для неверующих — для всех порядочных людей. Мне довелось быть знакомым с патриархом и пользоваться его расположением. На долю Алексия II выпала очень сложная и ответственная задача организации церковной жизни в период возрождения религии на пространстве бывшего СССР. Он положил на это огромные труды и продолжал этим заниматься до самых последних дней. В этом году он, уже глубоко немолодой и больной человек, совершил подвиг, когда поехал на Украину и вынужден был там своим примером отстаивать единство православия вопреки проискам украинского руководства против православия и него лично. Патриарх останется в истории. Я знаю, что несколько лет назад он всерьез задумывался о том, чтобы посвятить себя исключительно молитве и уйти в Валаамов монастырь, но не сделал этого, потому что, как человек в высшей степени ответственный, не мог уйти от своих обязанностей даже ради спасения собственной души. Патриарх по происхождению был немцем, но он был в высшей степени русским человеком. Это удивительное обстоятельство, которое к счастью еще является чертой и русского народа, и русской истории, когда люди, по крови не обязательно русские, проникаются русским духом. В поэзии это Пушкин, на наших глазах это Алексий II. Заслугой патриарха и РПЦ является, что силы атеистические, связанные с богоборческой властью, как КПРФ, пришли к тому, что право верить и не верить — это неотъемлемое право каждого человека. Мы все в тревоге, так как патриарх оставил нас в момент испытаний, связанных с мировым кризисом. Нападки на церковь со стороны тех, кто хочет ее раздробить и уничтожить, еще не оставлены. Достаточно обратить внимание на соседнюю Украину.

Игорь Елеференко председатель комиссии Мосгордумы по межнациональным и межконфессиональным отношениям:

— Я думаю, что вся православная Русь, да и весь православный мир скорбит, понеся эту тяжелую утрату. Православные люди осиротели, потеряв своего пастыря, которого все бесконечно любили.
Святейший патриарх Алексий II возглавил Русскую православную церковь в сложнейший период ее возрождения в 90-е годы. Может быть, самим провидением было предопределено, что в этот момент Русскую православную церковь возглавил человек, который родился за пределами влияния советского строя и впитал в себя дух православной любви, свободы, терпимости. Годы, которые Алексий II возглавлял РПЦ, ознаменовались великими событиями, подтверждающими возрождение в России православия как государствообразующей религии. Сейчас всем нам тяжело. Но будем молиться, чтобы душа святейшего нашла упокоение в раю.

Глеб Якунин (Апостольская православная церковь):

— Я необъективный свидетель пути патриарха Алексия, будучи удостоен чести в 1997 году быть отлученным от церкви им и архиерейским собором. Я напомню эту историю. Будучи народным депутатом и членом парламентской комиссии по расследованию деятельности ГКЧП, я выяснил в архивах КГБ, что покинувший этот мир патриарх числился «агентом Дроздовым». Тогда я не стал предавать гласности его роль, но в 1996 году ту же информацию опубликовала эстонская газета Postimees. Тогда я задал вопрос патриарху: вы или покайтесь в сотрудничестве со спецслужбами, как это сделал предстоятель Болгарской православной церкви, — народ милостив, поймет, что жизнь тогда была тяжела, — или объявите, что это клевета. На пресс-конференции я рассказал об этом разговоре, патриархия промолчала, а через год я был отлучен.

И все же, как ни парадоксально, Алексий II сыграл положительную роль в жизни церкви даже помимо своей воли. Он был церковным Брежневым, не произведя никаких реформ в русском православии. С моей точки зрения, политического и церковного радикала, Алексий довел РПЦ до тяжелого кризиса, и сейчас этот вопрос встанет на поместном соборе.

Архиерейское лобби годы отказывалось от такого собрания и свободного общения с паствой, и вот оно грядет само собой. На нем мы услышим имя бывшего архиепископа Чукотского Диомида, так же как и я, не канонически исторгнутого из лона церкви. Диомид чуть ли не 40 дней назад предал анафеме и Алексия, и митрополита Кирилла. Многие придерживающиеся крайних позиций его поддерживают и скажут: «Смерть Алексия — это результат анафемы праведного проповедника Диомида». Собор, к добру ли, к худу ли, потребует церковных реформ, и если Московская патриархия не сможет ответить на его вызов, то РПЦ обречена на раскол. К сожалению, среди архиереев нет вообще сторонников либерального движения, к которому принадлежал я, отец Александр Мень...

Дмитрий Рогозин, постпред РФ при НАТО:

— Я достаточно близко знал святейшего, он сам был знаком с моей семьей, мы приезжали к нему на какие-то личные праздники...

Из всего того многого, что он сделал для России и православного мира, я бы назвал несколько важнейших деяний. Во-первых, это преодоление раскола с Русской православной церковью за рубежом, и здесь роль святейшего патриарха нельзя преуменьшать — он проявил всю свою волю и терпение и сделал то, что, возможно, предстояло сделать еще раньше. Весь русский православный мир ему за это благодарен.

Во-вторых, его подвигом является то, что он сделал для сохранения единства церковного тела Русской православной церкви на Украине. Его последняя поездка на Украину, в ходе которой он проявил себя как мудрый не только церковный, но и государственный деятель, патриот славянства и православия, отбила все козни оранжево-коричевных, направленные на размежевание среди верующих, и раскольники были посрамлены.

По его поручению я работал, когда возглавлял в Думе комитет по международным делам, над возвращением в лоно Московского патриархата православных храмов Эстонии. Это было делом в каком-то смысле личным для святейшего — он сам родом из тех земель. Он дал обет поклониться могилам своих родителей, но это было бы невозможно, если бы храмы оставались под контролем так называемого Шведского синода и не были бы возвращены тем братствам и общинам Московского патриархата, которые молились там до этого.

Мне, моим коллегам и друзьям — здесь я бы выделил особо Леонида Слуцкого — удалось оказать серьезное содействие в ведении переговоров. И в конце концов святейший поехал на родину, где не только окормил паству, но и выполнил данное самому себе слово. Это был трогательный, чувствительный момент, и я крайне рад тому, что в моей жизни я оказался сопричастен такому делу.

Патриарх Алексий II был человеком огромных сил и великого терпения и в годы внутреннего политического раздрая в самой России, и в 1991-м, и 1993 году, личными усилиями пытался удержать общество от гражданского противостояния, а затем как можно скорее залечить раны общества.

Кинорежиссер Владимир Наумов узнал о случившемся от корреспондента «Газеты.Ru»:

— С огромной скорбью мы узнали о кончине патриарха. От своего имени и от имени Национальной академии кинематографических искусств и наук России позвольте выразить мне соболезнования всем нашим соотечественникам, верующим и неверующим, потому что заслуги этого человека одинаково значимы для всех. Мы с Белохвостиковой были знакомы с ним. Это был добрый, мягкий человек, человек, живший на положительной эмоции, каждая встреча с которым, неизменно приносила радость и облегчение.

Председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин:

— Я хочу выразить глубокие соболезнования всем православным и всем близким Святейшего патриарха. Но его кончина – это тяжелая утрата не только для Русской православной церкви, но и для всего нашего общества. Алексий II достойно выполнял свою миссию. В тяжелые для страны времена он становился общественным деятелем, на которого можно было опереться, играл важную роль в стабилизацию общественной и политической ситуации в кризисные моменты нашей истории. Святейший всегда выступал, как миротворец. Он внес серьезный вклад в межконфессиональный диалог, столь важный для нашей многонациональной и многоконфессиональной страны.

Иван Мельников, зампредседателя Государственной Думы:

— Мне очень жаль, что это случилось. Можно иметь разные взгляды на ту роль, которую должна играть церковь, можно не соглашаться друг с другом по многим вопросам. И нередко позиции КПРФ и РПЦ принципиально расходились. Но нельзя не признавать, что Алексий II был человеком мудрым, человеком взвешенным, умеющим находить точки соприкосновения. В каком-то смысле он был и довольно тонким политиком. Главное, он был настоящим патриотом. Сейчас очень важно, чтобы тот, кто придет на смену, сумел сохранить ту тональность и чуткость, которая была свойственна Алексию.

Первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк:

— Весь православный мир и Россия осиротели, ибо Святейший патриарх Алексий II был не только главой Русской православной церкви, но фактически – душой России.

Новости и материалы
В США заявили, что формат G7 стал посмешищем из-за политики России
Минобороны подало иск к «Бауманке»
В США заработал конгресс нового созыва
В России в 2025 году начнет действовать правило по сдаче биометрии иностранцами
В Брянской области уничтожили девятый за час беспилотник
В Израиле перехватили ракету, выпущенную из Йемена
Свыше 20 самолетов и семь кораблей армии Китая приблизились к Тайваню
Мошенники дистанционно обманули россиян на 168 млрд рублей
Чехия обыграла Канаду и стала последним полуфиналистом молодежного ЧМ
В США назвали новой угрозой российские подлодки проекта «Ясень-М»
Венгерский политолог спрогнозировал ослабление ЕС без поставок российского газа
Депутат Рады призвал Тимошенко высказаться о прекращении транзита газа из России
Над Ростовской областью сбили четыре беспилотника
Суд обязал «Яндекс» закрыть доступ к картам и фото НПЗ из-за беспилотников
Овечкин сократил отставание от Гретцки до 23 голов
Следователи прошли через кордоны военных, чтобы арестовать президента Южной Кореи
Подозреваемый в подрыве Cybertruck в Лас-Вегасе служил на Украине
Байден на секретной встрече обсуждал удары по ядерным объектам Ирана
Все новости