Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«Вы-то нас от чего спасаете?»

Репортаж со съезда СПС

Партия СПС собралась на съезд, который должен был решить ее судьбу. Корреспондент «Газеты.Ru» наблюдала за похоронами либерального движения.

В субботу в подмосковных Химках-12 открылся внеочередной съезд партии СПС. Предполагалось, что форум подведет черту под десятилетней историей либеральной политической организации. В повестке дня съезда значился единственный вопрос – «О судьбе партии».

Накануне политсовет принял окончательное решение рекомендовать съезду распустить организацию и войти в новый правый проект – партию «Правое дело», которую создают из СПС, Демпартии и «Гражданской силы» при участии администрации президента РФ.

Вопрос о допустимости настолько тесного сотрудничества с властью стал главным в развернувшихся на съезде дебатах.

Гостей съезда встречал пикет Московского отделения СПС, выступившего против ликвидации партии. Едва же входя в холл гостинцы «Олимпиец», делегаты сбивались в небольшие группы, где более или менее горячо обсуждали предстоящие «похороны» своей партии и Марию Гайдар, возглавившую внутреннюю оппозицию. Громче всех было слышно делегатов, оправдывавших свою конформистскую позицию.

Когда почти все, кого ждали, уже собрались, Гайдар с двумя соратниками и лидером Московского отделения партии Владленом Максимовым вошла в мандатную комиссию, которая в результате больше часа проверяла протоколы региональных конференций. Съезду пришлось подтверждать полномочия троих из ста четырех делегатов. Максимов в работе мандатной комиссии поучаствовать не успел, поскольку хотел выступить с трибуны.

Сторонники ликвидации партии были напряжены и явно настроены на борьбу. Противники, очевидно, чувствовали за собой моральную правоту и вели себя гораздо раскованней. Перед выступлением, кажется, волновалась только Гайдар. Журналистам она сказала, что после нынешнего съезда партия как союз единомышленников перестанет существовать в любом случае. «Но я чувствую персональную ответственность за доверие, оказанное нам избирателями, которые поддержали нас на последних думских выборах, несмотря на то, что наши шансы победить были крайне малы», — сетовала она.

Съезд открыл и.о. председателя федерального политсовета партии Леонид Гозман. «Друзья, видит Бог, не хотел я выступать перед вами в этой должности на эту тему», — начал он свою речь. Но в дальнейшем он привел массу аргументов в поддержку своей позиции о роспуске партии и ее вхождении в кремлевский либеральный проект. Он напомнил о долгах СПС, финансовом кризисе, в ходе которого власть «если и сменится, то отнюдь не на либералов, а на социалистов или даже национал-социалистов», о том, что правую идею в настоящее время в стране «вообще никто не продвигает». Не забыл он упомянуть и о том, что СПС имеет все шансы потерять последние депутатские места в регионах, которые у нее еще остались.

«Наша партия возникла не как диссидентская организация, а как парламентская партия. Напомню, что именно лозунг «Путина в президенты, Кириенко – в Думу!» принес нам в 1999 году почти 9% голосов», — освежал председатель память своих соратников.

Вариантов, по мнению Гозмана, у СПС осталось три: «ждать гибели и гордо уйти на дно», объединиться с радикальными оппозиционерами из «Солидарности» или принять предложение о вхождении в кремлевский проект.

Сторонниками последнего варианта выступили публицист и телеведущий Николай Сванидзе, гость съезда, литературовед Мариэтта Чудакова, шедшая в первой тройке в Думу на последних выборах, бывший министр экономики РФ Андрей Нечаев и большинство представителей региональных отделений партии. Из выступлений последних стало понято, что на местах очень устали от давления властей и будут рады продолжить свою политическую деятельность в более человеческих условиях.

Со своей стороны, Сванидзе пообещал, что «партии не удастся даже помереть красиво»: «Будет постыдное беззубое бомжевание на помойке в компании таких же опустившихся и еще хуже пахнущих, чем нынешняя власть».

Чудакова заявила, что «огорчаться и испытывать угрызения совести следовало раньше, когда мы все видели, что общество отходит от либеральных ценностей». В новом проекте, отметила она, возможность реализоваться будет у тех людей, которые не готовы быть героями. «И нельзя винить за это людей!» — предостерегла она. Нечаев, назвавший условие о роспуске СПС, поставленное партнерами по переговорам, «отвратительным, хотя и исключительно прагматичным», счел более правильным «поправлять» власть в публичном политическом пространстве, а не «приватно».

Оппоненты роспуска СПС указывали на гибельность коллаборационизма.

Максимов напомнил о том, как французские власти в 1940 году сдали страну фашистам, а затем были вынуждены следовать всех их требованиям до тех пор, пока страна не была полностью оккупирована. «Но у них было оправдание, — отметил Максимов. – Они на два года отсрочили приход фашистов, и во Франции не было гестапо». «Вы-то нас от чего спасаете? — бросил он в сторону президиума съезда. — У нас вроде бы проблемы гестапо по ночам нет».

В результате Максимов сделал вывод, что руководство партии распускает дееспособную организацию исключительно ради собственной выгоды. «Дураков тут нет», — сообщил он собравшимся. Также он передал просьбу Валерии Новодворский о том, чтобы СПС «не трогал» гимн партии – «Патриотическую песнь» Михаила Глинки. Ветеран диссидентского движения, по всей видимости, не хотела бы услышать эту мелодию при открытии объединительного съезда «Правого дела» на следующий день.

Мария Гайдар предложила тем, кто собирается войти в новый проект, не принимать решение о ликвидации партии, но в объединительном завтрашнем съезде участие принять. «Это и будет проверкой, является ли нынешний проект попыткой создания новой партии или просто уничтожением СПС», — резонировала она.

Гайдар напомнила, что решение о роспуске необратимо: «Завтра-послезавтра передумать будет нельзя». «Мы не имеем права оставлять своих избирателей без представительства, даже если всего 600 тыс. человек считают, что предавать их неправильно», — указала она.

Самый сильный удар по позициям действующего руководства партии нанес Борис Немцов. Накануне он отозвал свое заявление о приостановке членства в организации, вернулся в федеральный политсовет и получил мандат делегата. Он заявил, что готов возглавить партию в случае, если она не будет ликвидирована.

Позже, отвечая на вопросы своих соратников, Немцов отметил, что умудрился «на территории Российской Федерации найти людей, которые готовы финансировать партию». «Их фамилии, — сказал он, – я вам ни за что не назову». Впрочем, настрой съезда к тому моменту ощущался очень остро – большинство категорически не хотело слушать оппозицию.

Позиции сторонников ликвидации партии укрепил Анатолий Чубайс, смысл выступления которого свелся к тому, что именно о том, как не предать сейчас избирателей СПС, партийное руководство и думало. «Главное, чтобы мы говорили друг с другом с уважением – это ключевое». Чубайс протянул руку и Марии Гайдар, которая подвергалась нападкам со стороны соратников.

Голосование на съезде после долгих дебатов было решено сделать поименным, и сюрпризов оно не принесло. 96 делегатов съезда высказались за роспуск партии, девять выступили против, еще два человека воздержались. «Решение принято, ни один человек здесь этому не радуется. Но оно принято», — объявил Гозман, и.о. председателя несуществующей ныне партии.

Новости и материалы
Блиновская расплакалась во время судебного заседания
Россиянам назвали предел падения курса доллара
Ученые предупредили о риске сильнейших ураганов в 2024 году
На Украине более 600 заключенных вступили в армию
Госдума денонсировала соглашение с Украиной
Lenovo выпустит удешевленную и уменьшенную версию консоли Legion Go
Украина рассчитывает получить в этом году €1,7 млрд от замороженных активов РФ
На пресс-конференции после турнира по ММА в Сочи произошла драка
Путин и Мирзиеев общались один на один до трех утра
В Кремле прокомментировали отказ Байдена признать роль СССР в борьбе с фашизмом
Звезда «Не родись красивой» о сестре, живущей в Киеве: «Меня к ней никто не пустит»
Секретарь Совбеза Ирана пригласил Шойгу посетить его страну
В правительстве рассказали об отсутствии планов по блокировке YouTube в России
В Краснодаре ввели новую выплату для заключивших контракт с Минобороны России
Россия и Китай подписали договор о Международной научной лунной станции.
В Европе считают Макрона и Шольца «хромыми утками»
Вратарь Сафонов рассказал, как «Краснодар» принял тренера Мусаева
Жителя Ставрополья осудили за поджог надписи «КислоVодск» по заданию «Правого сектора»
Все новости