В четверг Минобороны представило комитетам по обороне обеих палат российского парламента концепцию развития Вооруженных сил до 2020 года. Речь перед парламентариями держал начальник Генштаба РФ Николай Макаров и замминистра обороны Николай Панков. Министр обороны Анатолий Сердюков не пришел.
Трехчасовое обсуждение военной реформы прошло в закрытом режиме, и большинство депутатов неохотно рассказывали о встрече.
Сначала Макаров изложил в тезисах содержание военной реформы. Основные положения те же: сокращение численности за счет некоторых офицерских должностей, исчезновение института прапорщиков, перевод с дивизионной на бригадную форму командования, переоснащение новой техникой.
«Институт прапорщиков (мичманов) будет ликвидирован в течение нескольких лет», — передал слова Макарова один из депутатов. Как рассказал «Газете.Ru» депутат, «сократят только тыловых прапорщиков, а около 21 тысячи боевых оставят до конца срока их службы». Как сообщалось ранее, реформа предполагает сокращение общей численности армии до 1 млн человек.
Источник «Газеты.Ru» в комитете рассказал, что на повышение зарплат лейтенантов, число которых в ходе реформы в отличие от других офицеров должно вырасти, будет потрачено 25 миллиардов рублей (до 50–70 тысяч каждому лейтенанту).
Генштаб огласил депутатам и некоторые новые идеи.
Обсуждали вопрос размещения в Абхазии Черноморского флота (ЧФ), который сейчас базируется в украинском Севастополе. Об этом заявил участвовавший в обсуждении реформы бывший командующий ЧФ депутат Владимир Комоедов.
Какое именно количество кораблей будет находиться в Абхазии и когда это произойдет, ни Комоедов, ни другие участники заседания не сказали. Напомним, что Россия намерена использовать в Абхазии для размещения 3700 солдат две военные базы — в Гудауте и порту Очамчира. Еще накануне Макаров заявил, что слухи о размещении в Очамчире базы подводных лодок ЧФ являются «надуманными».
На заседании также стало известно, что Генштаб намерен закупить у Израиля в ближайшие два-три года беспилотные летательные аппараты, которых Российской армии не хватало во время войны с Грузией и которые раньше по принципиальным соображениям не покупались.
Член комитета Госдумы по обороне Михаил Мусатов заявил, что «много времени на заседании мы обсуждали тему по перспективным вооружениям, средствам разведки». «Начальник Генштаба сказал, что мы будем закупать их в Израиле. Генштаб принял решение: пока у нас таких беспилотных самолетов-разведчиков нет, мы будем их закупать в Израиле», — сообщил депутат.
Представитель ведущего израильского авиационного концерна IAI Мария Тарасевич заявила «Газете.Ru», что ничего не знает о контактах компании с Генштабом. Впрочем, по ее словам, политика компании заключается в том, чтобы не комментировать свою коммерческую деятельность. Напомним, что Москва выражала свое недовольство тем, что Израиль продавал Тбилиси свои беспилотники.
Как удалось узнать «Газете.Ru», заседание комитетов прошло в напряженной обстановке. Депутаты остались недовольны как самим проектом реформы армии, так и тем, что с ними не советовались на этапе ее подготовки.
Как рассказал «Газете.Ru» зампред комитета Госдумы по обороне Михаил Бабич, в обсуждении реформы не участвовали ни оба профильных парламентских комитета, ни Совбез, ни Общественная палата, ни «другие институты общественного контроля». «Минобороны изолированно реформирует само себя. Когда 17 октября на коллегии в Минобороны утверждали новый облик вооруженных сил, туда демонстративно не были допущен ни Заварзин (Виктор Заварзин, глава комитета Госдумы по обороне — «Газета.Ru»), ни Озеров (Виктор Озеров, глава комитета СФ — «Газета.Ru»)», — сказал Бабич. В закрытом режиме в минувшую среду прошел и традиционный ежегодный сбор руководящего состава ВС. Обычно туда приглашаются не только журналисты, но и президент страны.
Не проработан вопрос обеспечения новой техникой и проблема финансирования, говорит Бабич. «Многие направления реформы пока не имеют под собой нормативной базы и финансового обеспечения», — сказала Бабич. Между тем деньги на реформу уже заложены в бюджет на 2009 год.
По словам Бабича, основные положения масштабной военной реформы сформулированы на основе краткосрочной и «не во всем удачной» операции на Кавказе в августе 2008 года.
Состоявшийся разговор расстроил и зампреда комитета по безопасности Виктора Илюхина. «На меня состоявшийся разговор произвел удручающее впечатление. Возникает множество вопросов, на которые нет ответов. Например, куда пойдут те 200 тыс. офицеров, которые подпадут под сокращение в ближайшие годы, как они будут обеспечены работой, жильем», — сказал Илюхин «Интерфаксу». По его мнению, ликвидация института прапорщиков негативно скажется на боеготовности Российской армии.