В интервью американской газете The Wall Street Journal 11 ноября Александр Лукашенко дал понять, что хочет наладить отношения с США. По его словам, Белоруссия и США должны вернуться изначально к тому этапу и качеству в отношениях, которые были «до кризиса» (в отношениях), и начать диалог. Лукашенко уточнил: «все зависит от Америки». «Если Америка заинтересована в развитии отношений с нами без выстраивания каких-то дополнительных барьеров и предварительных условий, мы серьезно в этом плане продвинемся, и американцы будут довольны сотрудничеством», — сказал он. Он добавил, что «Белоруссия — ключевая страна в Европе, и с ней надо сотрудничать».
Избранного президента США Барака Обаму он назвал «молодым, образованным и энергичным» человеком, который «сможет более реально посмотреть на мировую действительность».
Белорусский президент посоветовал Обаме выполнять свои обещания: «Если хоть в чем-то он отойдет от своих обещаний, значит, он политический банкрот. Обещал — выполняй. Если сегодня что-то не получилось, иди и объясняй, почему не получилось и когда ты это сделаешь завтра».
В то же время Лукашенко сделал реверанс и в сторону России. Комментируя возможное размещение Россией в Калининградской области оперативно-тактических ракет «Искандер», белорусский президент выразил поддержку Дмитрию Медведеву. Минск «абсолютно поддерживает Россию в адекватных действиях на размещение американской системы ПРО в Чехии и Польше», — завил он в интервью.
Эксперты считают, что вдруг проснувшаяся в Лукашенко симпатия к США связана с плохим экономическим положением страны из-за мирового кризиса.
Белорусская оппозиция считает, что на шаги «и нашим, и вашим» Лукашенко толкает желание получить кредит от МВФ в размере $2 млрд.
«Лукашенко прагматичный политик, который хорошо владеет риторикой и хочет за обещания получить кредит. Со следующего года Россия поднимет цены на энергоносители со $130 за тыс. кубометров до $200 и, возможно, выше. В то же время американские деньги нужны на поддержание стабильности национальной валюты в период экономического кризиса», — рассказал активист Христианского демократического движения Алексей Шеин «Газете.Ru».
По его словам, в ближайшее время можно ожидать возвращения дипломатов из США в Минск. «Впрочем, на более кардинальные уступки белорусский лидер не пойдет», — уверен он.
Того же мнения придерживается и директор Информационно-аналитического центра МГУ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов. Как он рассказал «Газете.Ru», ситуация в Белоруссии сейчас довольно трудная. Лукашенко пытается диверсифицировать риски. «Работая с Россией, он смотрит на Запад. Но Лукашенко не готов идти на кардинальный пересмотр своей политики, отношения к оппозиции и свободе СМИ», — добавил эксперт.
В последние два года отношения Лукашенко с Западом и отдельно США последовательно и быстро портились. Западные страны обвинили власти Белоруссии в несоблюдении в стране прав человека и выступили с резкой критикой по поводу переизбрания Лукашенко в 2006 году президентом страны. В конце 2007 года США ввели экономические санкции против Белоруссии, заблокировав счета белорусского концерна «Белнефтехим», а также дочерних предприятий этого концерна. Власти Белоруссии причиной санкций называли недовольство Вашингтона тем, что белорусская сторона начала работать в Венесуэле. В декабре там было открыто совместное белорусско-венесуэльское предприятие по добыче нефти. В ответ на санкции США МИД Белоруссии рекомендовал американскому послу покинуть страну. 12 марта 2008 года посол США в Минске Карен Стюарт была вынуждена уехать из Белоруссии. Потом из посольства выехало большинство дипломатов.
Санкции против Белоруссии ввели не только США, но и Евросоюз еще весной 2006 года, сразу после выборов президента. 30 чиновников, в том числе и сам президент Лукашенко, были признаны персонами нон грата. В сентябре того же года в список невъездных были включены еще 4 чиновника – поводом стал приговор кандидату в президенты от оппозиции Александру Козулину, который устроил митинг против нечестной избирательной кампании белорусского лидера.
Ситуация начала меняться в этом году. Лукашенко стал налаживать отношения с Брюсселем, а на свободу были выпущены несколько оппозиционеров, в том числе Козулин, а также Сергей Парсюкевич и Андрей Ким. В ответ Евросоюз принял решение о временном – на полгода – снятии запрета на выдачу виз белорусскому руководству.