В пятницу Госдума приняла в первом чтении пакет внесенных Дмитрием Медведевым законопроектов по противодействию коррупции.
Антикоррупционный пакет президента содержит четыре законопроекта: базовый — «О противодействии коррупции» — и поправки в различные законодательные акты. В числе предлагаемых мер — обязательное декларирование собственного имущества, а также имущества супругов и детей тех, кто поступает на муниципальную и госслужбу. Это коснется также министров (включая премьера), губернаторов, аудиторов Счетной палаты, судей, прокуроров, военных, милиционеров, работников ФСБ, членов избиркомов. Также предполагается повышение зарплат чиновникам и обязательство к донесению на коллег, уличенных в коррупции. Подарки стоимостью выше 5000 рублей надо будет сдавать государству. Предлагается сократить число лиц, в отношении которых ведется особый порядок судопроизводства. За мздоимство будут наказывать конфискацией имущества.
Представляя инициативы, представитель президента в Госдуме Александр Косопкин хладнокровно напомнил депутатам, что когда-то боролись с коррупцией путем сожжения на костре, отрубанием конечностей и переделом незаконно нажитого имущества.
Достаточно запугав народных избранников, Косопкин начал мужественно отстаивать перед депутатами президентские законопроекты в их первоначальном виде. Помогал ему в этом председатель комитета по госстроительству Владимир Плигин. «Мы знаем, что в нашей стране все особенное, даже коррупция. У нас дают взятку не за то, чтобы нарушали закон, а для того, чтобы не нарушали», - заявил депутат.
Идею необходимости борьбы с проблемой была встречена без возражений. А вот методы борьбы все видели по-разному. Даже представитель президента никак не мог определиться, является ли пакет рамочным идеологическим документом или вполне конкретным планом действий.
Так, единоросса Татьяну Москалькову представитель президента уверил, что предлагаемые ей многочисленные поправки о правоохранительных органах будут разработаны и добавлены уже в скором времени. Однако справоросс Валерий Гартунг, который предложил законодательно регламентировать работу чиновников, слышал лишь, что это слишком большая работа для законопроекта и вообще такая идея «выходит за рамки закона».
Когда коммунист Виктор Коломейцев предложил добавить в основной закон упоминание о роли парламентского контроля и парламентских расследований, Косопкин заявил, что отдельно прописывать уже существующие в российском законодательстве нормы в новом законе не нужно. Правда, через сорок минут на аналогичное предложение депутата-справоросса Геннадия Гудкова представитель президента выдал более взвешенный ответ: «Вас позавчера опередил президент. В своем послании Федеральному собранию он как раз говорил о необходимости парламентского и общественного контроля».
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский принял близко к сердцу прописанную в законопроекте норму о донесении на известные коррупционные правонарушения и начал исполнять ее уже в ходе первого чтения. Жириновский увидел коррупционность в том факте, что законопроекты готовил к первому чтению комитет по конституционному законодательству Владимира Плигина, а не комитет по уголовному и гражданскому законодательству, что было бы логичнее, на взгляд лидера ЛДПР.
В ответ на выпадки лидера ЛДПР Плигин обвинил Жириновского в лоббизме. «На самом деле Владимир Вольфович лоббирует свои семейные отношения, – улыбнулся Плигин. – Игорь Лебедев (сын Жириновского, член комитета по госстроительству – «Газета.Ru») очень плотно занят в работе над законопроектом, и у него остается меньше времени для общения с отцом».
«Причем тут семейные отношения! – обиделся Жириновский. – На воре и шапка горит! А? Почему Плигин смутился?»
Но самым обиженным был коммунист Виктор Илюхин. Предыдущий масштабный законопроект о противодействии коррупции был разработан и внесен в 2001 году группой депутатов под его руководством. Однако принят законопроект так и не был. Официально он был отклонен Госдумой 29 октября 2008 года на основании того, что уже есть новый разработанный в администрации президента проект. Однако новый, внесенный Медведевым антикоррупционный пакет, во многом повторяет идеи проекта-2001.
В отместку Илюхин даже проигнорировал недавнюю встречу фракции с Владимиром Путиным. Поднявшись на трибуну Илюхин озвучил позицию фракции по принимаемым законопроектам: «Фракция проголосует за пакет. Но наше голосование будет не столько правовым, сколь политическим», — заявил коммунист. «Напомню, что Ельцин дважды отклонял законопроекты о борьбе с коррупцией и организованной преступностью, разработанные нашей фракцией совместно с другими депутатами Госдумы, — рассказал Илюхин о судьбе разработанных коммунистами пятнадцать лет назад законов. — А дальше барьеры на пути их принятия воздвигала команда Путина. И только президент Медведев, реально убедившись в том, что коррупция приняла масштабы национального бедствия, внес обсуждаемый блок законопроектов. Коммунисты в который раз оказались правы в своих предложениях».
В итоге все четыре законопроекта, входящие в антикоррупционный пакет президента, были приняты с оглушительным успехом. За проект проголосовали даже критически настроенные коммунисты. В результате базовый документ «О противодействии» набрал 449 голосов 449 присутствующих депутатов, затем к заседанию присоединился еще один депутат, и последующие три закона получили по 450 голосов. В последний раз такое единодушие депутаты проявляли при ратификации договоров о дружбе с Абхазией и Южной Осетией.