В пятницу экс-спикер грузинского парламента и одна из лидеров «революции роз» 2004 года опубликовала самое откровенное с момента своей отставки минувшей весной письмо в адрес бывшего союзника, президента Грузии Михаила Саакашвили. В тексте, который напечатала грузинская газета «Резонанси», Бурджанадзе призывает к проведению «в разумные сроки» новых выборов для «выхода из сложнейшего политического кризиса». Хотя в тексте не уточняется, о каких выборах идет речь, Бурджанадзе явно намекает на необходимость в первую очередь сменить парламент, называя его «однопартийным и фиктивным» органом.
«Неприемлем сегодняшний парламент — фиктивный орган», где «практически невозможно появление отличающегося мнения, альтернативного пути принятия решения», отмечает политик.
Впервые экс-спикер раскритиковала Саакашвили за разгон оппозиции в Тбилиси 7 ноября прошлого года и наступление на права граждан. «Стыдно, когда на 5-й годовщине революции нам приходится говорить о свободе СМИ», — добавила Бурджанадзе, обращаясь напрямую к Саакашвили: «Этим вы предали те сотни тысяч людей, кто в ноябре именно для защиты этих ценностей стоял рядом с вами».
Впервые политик решила объяснить причину своего внезапного ухода из президентской команды.
«Для меня было неприемлемо продолжение революционного стиля правления. Таким образом, существовавшие между нами принципиально отличающиеся взгляды на управление страной и принятие решений исключали нахождение в одной политической команде... и я ушла», — заявила она.
Именно этот стиль правления, по мнению Бурджанадзе, привел к войне с Россией и ее проигрышу. «У власти должно хватить мужества признать ошибку, только в этой ситуации возможно планировать новую политику», — предложила экс-спикер. По ее мнению, страна опять находится перед опасностью дестабилизации, и необходимо преодолевать кризис.
«Я ясно вижу, что основная цель сегодняшней власти — сохранение собственных должностей», — упрекнула она главу государства и пообещала, что будет бороться за то, чтобы в стране не было проблем со стабильностью, справедливостью и свободой.
Впрочем, грузинские оппозиционеры пока не готовы видеть Бурджанадзе среди своих лидеров.
Так, вице-спикер парламента Леван Вепхвадзе от Христианско-демократического движения Грузии вспомнил, что 5 января, когда были выборы президента, она выполняла обязанности главы государства. «Если бы она тогда была такой же принципиальной, как сегодня, Саакашвили бы не был сейчас у власти», — полагает Вепхвадзе.
Один из лидеров оппозиционной Республиканской партии Леван Бердзенишвили заверил «Газету.Ru», что Бурджанадзе никогда не стать лидером оппозиции. «Ей трудно будет вписаться в ряды оппозиционеров. Она возглавляла парламент в ноябре 2007 года, когда в Грузии было введено чрезвычайное положение (тогда власти жестко разогнали оппозиционный митинг — «Газета.Ru»). Ответственность за те события лежит и на ней тоже. Мы этого не забудем», — сказал Бердзенишвили. При этом политик в принципе согласился с текстом письма экс-спикера парламента Грузии.
Руководитель международного Центра по конфликтам и переговорам Георгий Хуцишвили, напротив, уверен, что Бурджанадзе «имеет наибольшие шансы, чтобы выдвинуться в качестве альтернативного лидера».
«У нее есть репутация сбалансированного политика, который ассоциируется со стабильностью и надежностью. Она может быть посредником», — сказал «Газете.Ru» Хуцишвили. По мнению политолога, Бурджанадзе «может взять на себя роль лидера оппозиции», хотя оценить вероятность этого события он затруднился. «Оппозиция за пределами парламента разобщена, и процесс объединения идет сложно. Лейбористы и республиканцы отказываются с ней сотрудничать, хотя это бы усилило оппозицию», — добавил политолог.