В субботу с самого утра президент России Дмитрий Медведев в сопровождении главы Минобороны Анатолия Сердюкова отправился на единственный в России авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», который находился в 100 - 150 километрах от Североморска.
С крейсера Медведев наблюдал, как моряки Северного флота участвуют в учениях «Стабильность-2008», главным событием которых стал запуск межконтинентальной баллистической ракеты «Синева» с подводной лодки «Тула». Ракету направили в нейтральные воды Тихого океана где-то на экваторе. Точную цель испытаний Минобороны не назвало из соображений секретности.
По словам помощника главкома ВМФ Игоря Дыгало, запуск «Синевы» в Тихий океан был сделан впервые в истории. Ранее стрельба этими ракетами всегда велась по камчатскому полигону «Кура». Известно, что «Синева» рассчитана на дальность 8,3 тыс.км километров. В субботу ракета установила рекорд, пролетев 11, 5 тыс. км.
Затем президент в течение 30 минут беседовал с личным составом крейсера «Адмирал Кузнецов». Он поблагодарил моряков за службу и поделился с ними своими планами по возрождению боевой мощи военно-морских сил России.
«Нам нужно будет строить новые авианесущие крейсеры, это очень важное направление развития военно-морских сил. Так развиваются все крупные государства, имеющие военно-морской флот, — живописал Медведев.
При этом президент рассчитал, что «если на создание авианосца уходит в среднем пять лет, то первые результаты можно получить к 2013 - 2015 годам. «Задача номер один — это создание принципиально нового облика Вооруженных сил и создание новых видов вооружений. Мы не будем на это жалеть средств. Мы будем укреплять боевую составляющую. Принимать на вооружение новые виды», — твердо заявил президент.
Идея возрождения программы постройки авианосцев поднимается уже не в первый раз в этом году. Однако впервые она была поддержана на самом высоком уровне.
В июле с подобной инициативой выступил главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Высоцкий. Пополнение авианесущей группировки, по его мысли, обязательно должно стать частью большого плана по перевооружению российского флота.
В настоящее время российский ВМФ может гордиться только авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов», сошедшим со стапелей в украинском Николаеве в 1985 году.
В пресс-службе ВМФ, куда «Газета.Ru» обратилась за деталями авианосного проекта, высказались неопределенно: «Мы не готовы отвечать по существу дела и готовим бумаги руководству, от которых и стоит ждать дальнейших разъяснений, поскольку о проекте заявлял сам президент».
Три месяца назад эксперты, опрошенные «Газетой.Ru», особого энтузиазма по поводу этой идеи не испытали. Как заметил независимый военный обозреватель Александр Гольц, строительство авианосцев – лишь такой же «большой проект», которым «озаботились все другие виды вооруженных сил». А заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО Александр Пикаев отметил, что у Москвы нет ни материальных возможностей, ни какого-то идеологического обоснования для строительства кораблей подобного типа.
На сегодняшний день оценки аналитиков не изменились. Андрей Загорский из Центра исследований проблем войны и мира пояснил, что военное руководство страны не внесло ясности не столько в финансовую сторону дела – «если Кремль задастся целью строить авианосцы, то деньги найдутся» – сколько в вопрос о производственных мощностях, которые требуются для постройки судов такого типа.
Верфи, на которых могли бы строиться авианосцы, остались за Украиной. Там же расположен и уникальный тренажерный комплекс НИТКА для отработки навыков взлета и посадки на палубу, напоминает эксперт.
«На воссоздание этих мощностей уйдет не меньше 10-15 лет», — считает эксперт, не уверенный в том, стоит ли России «возвращаться к категориям советского военпрома».
«Вся концепция советского военно-морского строительства была спорной, — напоминает Загорский. – И обязаны мы были ей адмиралу Горшкову, который хотел сделать из СССР великую морскую державу. Но сейчас у России, по существу, нет удобного доступа в мировой океан. Есть база в Новороссийске – плохо подготовленная для приема авианосцев, есть в Баренцевом море – подготовленная лучше, в перспективе остается Дальний Восток». «Однако нет ответа на один вопрос – кого мы намерены сдерживать при помощи авианосной группировки, и нужны ли нам такие корабли для выполнения наших операций по пресечению поставок незаконных грузов в Средиземном море», — заключает эксперт.