О том, что Северная Корея намерена вновь загрузить ядерный материал в реактор в Йонбене, сообщила в среду официальный представитель Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мелисса Флеминг со ссылкой на извещение, полученное из Пхеньяна.
В этот день агентство завершило работы по снятию всех камер наблюдения и печатей в реакторе. С таким требованием пару дней назад к МАГАТЭ обратились из Пхеньяна. Как передает AFP, инспекторов агентства уже выгнали с территории йонбенского реактора.
По словам Флеминг, Пхеньян проинформировал инспекторов, что в течение одной недели ядерный материал будет загружен в реактор. «Они добавили, что с этого момента доступ инспекторам МАГАТЭ на объект запрещен», — сказала представитель агентства.
В свою очередь, заместитель гендиректора МАГАТЭ Олли Хейнонен заявил РИА «Новости», что требования КНДР «касаются только завода по переработке в Йонбене». По оценкам экспертов Северной Корее понадобится несколько месяцев на активизацию реактора. Глава МАГАТЭ Мухаммад аль-Барадеи выразил надежду, что Пхеньян «вернется в Договор о нераспространении ядерного оружия в кратчайшие сроки и поставит ядерную деятельность под всеобъемлющие гарантии МАГАТЭ».
В Белом Доме действия КНДР назвали «очень разочаровывающими» и призвали Пхеньян к их пересмотру. «Действия Пхеньяна идут вразрез с ожиданиями членов «шестерки» и всего международного сообщества», — сказал представитель Белого Дома Гордон Джондро. В среду он «серьезно порекомендовал КНДР пересмотреть свои шаги и немедленно вернуться к выполнению соглашений».
Однако BBC напоминает, что аналогичные действия Пхеньяна в 2002 году привели к испытанию КНДР ядерного оружия спустя четыре года.
Действия Северной Кореи вполне логично последовали за объявлением о приостановлении вывода из эксплуатации своих ядерных объектов, которое было сделано 26 августа. Вслед за этим из Пхеньяна стали поступать новости о начале работ по восстановлению реактора, который уже успел пройти 9 из 12 этапов демонтажа. Реактор в Йонбене должен был быть окончательно закрыт в октябре 2008 года. Официально ведение работ по восстановлению реактора Пхеньян признал только в минувшую пятницу.
За закрытие ядерного реактора в Йонбене Северная Корея должна была получить экономическую помощь (так, Россия обещала списать долг размером в $8 млрд долларов), а ряд международных санкций против нее должен был быть снят.
В соответствии с договоренностями, одобренными Россией, Китаем, США, Японией, КНДР и Южной Кореей в феврале 2007 года, Пхеньян должен был отказаться от ядерных программ в обмен на энергетическую помощь в виде поставок 950 тысяч тонн мазута. Кроме того, были разморожены северокорейские средства ($25 млн) на счетах Banco Delta Asia в Макао. Однако в Вашингтоне считают, что график выполнения договоренностей был сорван: Пхеньян лишь 26 июня передал Китаю как стране – хозяйке переговоров декларацию, содержащую сведения о своих атомных программах.
В свою очередь, КНДР обвиняла США в том, что это Вашингтон нарушил ряд условий соглашения. Пхеньян намекал на то, что США до сих пор не исключили КНДР из числа стран – спонсоров терроризма. Действительно, 11 августа госсекретарь США Кондолиза Райс пообещала японским властям, что Вашингтон не намерен немедленно исключить Северную Корею из списка стран, пособничающих терроризму. В пятницу в северокорейских СМИ также появились сообщения, что КНДР больше не стремится быть исключенной из американского списка стран — спонсоров терроризма. В сообщении официального Пхеньяна отмечается, что в связи со срывом переговоров по денуклеаризации Корейского полуострова КНДР «пойдет своим собственным путем».
Пхеньян неоднократно выступал с громкими заявлениями, которые затем оказывались блефом. Вполне возможно, что в КНДР решили заставить Вашингтон более активно выполнять условия договоренностей, не рассчитывая на самом деле восстановить работу ядерного реактора.