Эксперты дискуссионного клуба «Валдай» познакомились с новым российским президентом Дмитрием Медведевым. Особой разницы в риторике нынешнего главы государства и его предшественника, ныне премьера Владимира Путина, они не заметили, хотя стилистика у Медведева другая. Иностранные гости по итогам встреч заверили, что позиция России теперь стала более понятной, однако для улучшения отношений между Россией и Западом таких дискуссий недостаточно.
Накануне «Газета.Ru» рассказывала, что для встречи с главой правительства Владимиром Путиным члены «Валдая» приехали в Сочи, где около трех часов с ним беседовали. В пятницу эксперты прилетели в Москву, и здесь встреча с президентом прошла прямо напротив Кремля — в выставочном зале ГУМа. Дмитрий Медведев пришел на встречу самостоятельно: выйдя через Спасские ворота, он пересек Красную площадь, чем удивил гулявших в центре столицы москвичей и туристов. Сам разговор с политологами, оказался короче, чем у Путина, — всего два часа.
На встрече Медведев снова говорил о событиях в Южной Осетии и убеждал политологов и журналистов, что Россия не хотела бы портить отношения с Западом.
«Мир изменился, и мне пришло в голову, что 8 августа 2008 года стало для России как 11 сентября для США. Это сравнение точное, соответствует российским реалиям», — заявил он. «Из трагедии 11 сентября и других трагических событий человечество извлекло уроки. Мне бы хотелось, чтобы мир извлек уроки и из этих событий», — добавил он.
О том, что существующая в мире система безопасности устарела и ее необходимо менять, Медведев не раз говорил и до начала конфликта. Теперь же все иллюзии пропали, уверен президент. «Пока, наверное, изменения в мире не столь видны, но на самом деле изменилось очень многое: уроки кавказских событий для значительной части граждан России не только, по сути, означали утрату оставшихся иллюзий», — объяснил Медведев. «Иллюзий таких было много в начале 90-х годов, затем часть из них выветрилась. Последние события означают исчезновение этих иллюзий вообще», — считает российский лидер.
«Нет иллюзий, что мир устроен справедливо, система безопасности является оптимальной и поддерживает в мире равновесие и основные игроки на политической сцене находятся в равновесном состоянии», — заявил Медведев.
В связи с этим нынешняя система безопасности требует «серьезного вмешательства конструктивных сил». Он уточнил, что дело не в амбициях России, а в том, что есть сбои, которые «в худшем случае сопровождаются кровью». «Биполярная система мира, как противостояние между НАТО и Варшавским договором, не имеет перспектив, — отметил он. — Очевидно и то, что сегодняшняя однополярная система доказала неспособность справиться с кризисами». «Мы обязаны построить другую систему безопасности, в противном случае мы не застрахованы, что в какой-то момент опять сорвет крышу у очередного Саакашвили и он не сделает того, что было сделано в августе», — призвал Медведев.
Участники встречи отметили, что Медведев очень эмоционально высказывался по поводу грузинского президента Михаила Саакашвили.
«По поводу грузинского руководства разве что нецензурной лексики не было сказано», — сказал в беседе с «Газетой.Ru» главный редактор журнала «Россия в глобальной политики» Федор Лукьянов. «По поводу Саакашвили Медведев очень эмоционально говорил. Видно, что к таким вещам, которые сказываются на людях, занимающих большие должности, он еще не привык», — заявил, в свою очередь, директор российских и азиатских программ Центра оборонной информации США Николай Злобин «Газете.Ru».
Говоря об интересах России, Медведев заверил, что у Москвы действительно есть зоны, где находятся ее интересы. «Отрицать это бессмысленно и даже просто вредно. Мы должны об этом говорить вслух», — заявил он. Так, в ходе встречи президенту был задан вопрос об отношениях России с Ираном. По словам Лукьянова, Медведев объяснил, что у Москвы и Тегерана есть совместные проекты, а что касается «ядерной проблемы», то ее нужно решать очень осторожно.
«Мы не должны принимать никаких односторонних шагов. Неприемлемо делать выбор в пользу военного сценария. Это может быть опасно», — приводит слова президента агентство Reuters. Медведев заявил, что Россия поддерживает переговоры, в рамках которых ЕС предлагает убедить Иран отказаться от ядерной программы в обмен на пакет различных предложений. «Но нам не следует принимать никаких дополнительных санкций», — призвал Медведев.
Кроме того, Россия готова идти навстречу пожеланиям дружественных государств о развитии сотрудничества во всех областях, заверил президент. Мир многополярен, и «если все это кому-то не нравится, то что же делать? Нам тоже многое не нравится», заключил Медведев.
Эксперты отметили, что Медведев постоянно обращал внимание, что Россия не хочет отказываться от той внешней политики, которая существовала до военного конфликта с Грузией. «Он подчеркивал, что не собирается строить альянсы, чтобы кому-то противостоять. Медведев сказал, что, несмотря на то что августовские события были рубежными, в то же время он не отказывается ни от одного из постулатов, что говорились до этого. То есть дал понять, что внешняя политика не изменится, если этого не захочет другая сторона», — рассказал Лукьянов.
Ведущего эксперта фонда Heritage Ариэля Коэна, в свою очередь, насторожила антиамериканская риторика российского руководства.
«Медведев говорил, что Россия продолжит выстраивать отношения с Западом так, как это было раньше, но идут процессы, которые меня напрягают. Меня насторожила, что в выступлении Медведева резкая антиамериканская риторика», — поделился он впечатлениями с «Газетой.Ru».
Подводя итоги двух встреч, эксперты заверили «Газету.Ru», что встречи с Медведевым и Путиным членам клуба понравились. По мнению Коэна, особой разницы в выступлениях политиков не было. Лукьянов, который присутствовал только на встрече с Медведевым, отметил, что президент старался балансировать между жестокостью и более взвешенным подходом. «Он смягчал тем, что говорил, что все эти события не означают, что Россия пересматривает все отношения», — пояснил он. Злобин отметил, что если у Путина «чувствуется поступь государственного мужа», то Медведев пока еще новичок и его искренность не вызывает сомнение. «В этом смысле, вызывает доверие то, что говорит президент», — пояснил он.
Но даже хорошие встречи клуба с руководством страны не сильно помогут улучшить отношения России и Запада. «Я скажу, что факт общения высших лиц России с экспертами заслуживает всяческой похвалы. Но, к сожалению, общение с экспертами на фоне ухудшения отношений между Россией и Западом является необходимым, но не достаточным», — заключил Коэн.