Европейский союз в понедельник, наконец, должен будет сформулировать единую и четкую позицию в отношении российской военной операции в Грузии и признания Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии.
Многие в мире ждут, что форум станет историческим, на нем впервые открыто должны будут вступить в столкновение Запад и Россия. Однако сигналы, идущие по самым разным дипломатическим каналам, свидетельствуют об обратном.
Вряд ли помогут противникам российского вторжения на территорию сопредельного государства и прогрузинские демонстрации, которые, как сообщает телекомпания BBC News, должны начаться одновременно с открытием саммита во многих европейских столицах. Также едва ли сыграет свою роль и массовая антироссийская акция протеста в Тбилиси.
Европейские союзники, первоначально разделившиеся на яростных критиков «российской агрессии» и умеренных сторонников дипломатической линии, в последние дни выказывают все больше и больше единодушия.
Впрочем, говорить о том, что Берлин, Париж и ряд других европейских столиц сделают итоговую резолюцию саммита лестной для России, не стоит. Дипломатические источники агентства AFP в понедельник сообщили, что Францией уже подготовлен «сбалансированный и жесткий текст», который находится «в одной остановке» от наложения санкций.
К примеру, по данным The Telegraph, уже обсуждается возможность ограничения на выдачу виз официальным лицам из Южной Осетии и Абхазии, которые являются российскими гражданами, а также тем политикам из России, которые «активно вовлечены» во внутренние дела двух республик. Польский премьер Дональд Туск в свою очередь уже предлагал отказаться от идеи проведения совместных саммитов Россия — ЕС до тех пор, пока Вооруженные силы РФ остаются на территории Грузии.
Множество инициатив исходит и из Лондона, который в понедельник призвал партнеров по ЕС приостановить разработку нового базового Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Москвой. Это уточнение высказанной днем ранее британским премьер-министром Гордоном Брауном идеи «коренным образом» пересмотреть отношения между Евросоюзом и Россией.
«Мое послание России простое: если вы хотите сидеть во главе стола таких организаций, как «большая восьмерка», Организация экономического сотрудничества и развития, ВТО, то вы должны принять, что наравне с правами у вас будут и обязательства», — заявил глава британского кабинета.
Он формулировал суть своих претензий так: «Если у России есть недовольство по таким вопросам, как Южная Осетия, она должна действовать сообразно с мнением многих сторон и с общего согласия, а не в одностороннем порядке и силовыми методами».
Однако мнение, к которому склоняется все большее число держав и которое высказал германский министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер, таково — европейцы только навредят себе, если позволят эмоциям на саммите возобладать.
Наоборот, качества, которые от них требуются в данной ситуации, — терпение и выдержка, ведь «Россия останется нашим соседом и после сегодняшнего дня, поэтому в наших интересах вернуться с ней к нормальным отношениям». «Нам нужно, чтобы Евросоюз играл роль сильного и благоразумного (партнера) во имя возвращения к разуму и ответственности», — объявил Штайнмайер.
Такого же мнения придерживается и испанский министр иностранных дел Мигель Анхель Моратинос, который считает, что «пришло время не для санкций, а для диалога». А глава нидерландской дипломатии Максим Верхаген вообще, по сути, устранился от обсуждения вопроса, напомнив лишь только, что Амстердам по-прежнему признает «территориальную целостность Грузии в ее международно установленных границах».
Бок о бок со своими коллегами из Германии и Испании встал глава финского МИДа Александр Стубб, возглавляющий сейчас в порядке ротации ОБСЕ. Во всех комментариях о закончившейся войне на Кавказе «многовато тестостерона», заметил он в воскресном интервью The Irish Times. «Я отношу это на счет военной пропаганды, и не думаю, что это принесет какую-то пользу с точки зрения тихого разрешения конфликта», — недвусмысленно кольнул он Вашингтон.
Германский канцлер Ангела Меркель выдерживает более жесткий тон в отношении Москвы, чем ее министр иностранных дел. Как стало известно в субботу, она готовит вместе с польским президентом Лехом Качиньским – одним из самых яростных критиков России – «план по выходу из грузинского кризиса».
Сам Качиньский, который еще недавно в Тбилиси призывал к сколачиванию антироссийского блока, впрочем, теперь берет немного назад. По словам Петра Ковнацкого, замглавы канцелярии польского президента, которого цитирует радиостанция Polskie Radio, глава государства «никогда не призывал к санкциям в отношении России», как бы ни говорили в прессе.
По всей видимости, Берлину удалось охладить пыл польской стороны, пообещав, что близкий союзник Варшавы Михаил Саакашвили не останется без должной компенсации. Польша и Германия также обговаривают возможность совместного оказания Грузии гуманитарной помощи, объявил прессе в субботу помощник польского лидера Мариуш Хандзлик.
Основой польско-германского плана, как пояснили дипломаты из Варшавы, должны стать те мирные договоренности, что 12 августа привез в Москву французский президент Никола Саркози и что были подписаны как Дмитрием Медведевым, так и главой грузинского государства.
Сам французский президент, который по совместительству председательствует в этом полугодии в ЕС и возглавит саммит в Брюсселе, держит пока выжидательную позицию. Верный своему статусу временного лидера регионального блока, Париж предпочитает говорить от имени всех членов Евросоюза и в тех формулировках, которые, по его мнению, отражают общую точку зрения.
Это подтвердил министр иностранных дел Бернар Кушнер, по словам которого, у Парижа нет намерений наставить на каких-то мерах наказания в отношении России, но в то же время мнение всех стран ЕС должно быть принято во внимание. «Ситуация очень сложная… и сейчас мы нуждаемся в твердой позиции, предлагая, конечно, линию защиты территориальной целостности Грузии», — уточнил министр, ссылаясь на мнение своих коллег по ЕС.
Созывая саммит, президент Саркози отметил в письме на имя своих коллег по ЕС – этот документ попал в распоряжение агентства AP, — что «российская приверженность отношениям, построенным на взаимопонимании и сотрудничестве с остальной Европой, находится под вопросом». По его мнению, Россия сейчас стоит «перед фундаментальным выбором», хочет ли она от своих соседей и партнеров «мирного разрешения споров» или нет.
Напомнить об этом российскому президенту Саркози представилась возможность в минувший четверг. Лидеры поговорили по телефону, обсудив, как сообщает пресс-служба Кремля, вопросы «обеспечения режима безопасности в зонах, прилегающих к границам Южной Осетии и Абхазии». «Глава российского государства подтвердил готовность к продолжению контактов с французским коллегой, включая возможность организации их встречи в России», — добавили в Кремле.
Внешнеполитическая активность Москвы этим не ограничилась. В субботу Медведев переговорил с британским премьером Брауном, которому объявил, что Россия полностью выполняет «шесть принципов Медведева – Саркози», которые «полностью сохраняют своё значение». В качестве уступки британцу было предложено принять к сведению, что в Москве «не только поддерживают, но и выступают за развертывание дополнительных наблюдателей ОБСЕ в зоне безопасности». А на следующий день состоялся телефонный разговор с одним из самых близких российских партнеров в ЕС, итальянским премьером Сильвио Берлускони.