Российский премьер Владимир Путин в пятницу дал очередное пространное интервью, на сей раз первому каналу немецкого телевидения ARD. По своей резкости оно не уступало высказываниям главы правительства в беседе с журналистами CNN и было адресовано странам Евросоюза, которые соберутся 1 сентября на экстренный саммит для обсуждения своей позиции относительно российско-грузинского конфликта.
Путин призвал европейцев не разделять безоговорочно позицию США. «Если европейские государства хотят обслуживать внешнеполитические интересы США, то они от этого, на мой взгляд, ничего не выиграют», — едва начав беседу, сделал замечание Путин и не раз еще в ходе разговора возвращался к этой теме.
«Мы просто надеемся, что здравый смысл возобладает. Мы надеемся, что будет дана все-таки не политизированная, а объективная оценка событий, которые произошли в Южной Осетии и в Абхазии. Мы надеемся, что действия российских миротворцев будут поддержаны, а действие грузинской стороны, которая провела эту преступную акцию, найдет осуждение», — объяснил Путин, чего бы хотели видеть в Москве от экстренного саммита ЕС. Ведь при большом желании и европейцев всегда найдется, в чем упрекнуть, несколько раз напирал на эту мысль российский премьер. Первой, на его взгляд, можно было бы упомянуть историю с признанием Западом Косово.
«Резолюция 1244 была принята? Была. Там записано и подчеркнуто: территориальная целостность Сербии, — напомнил собеседникам Путин. — Выбросили на помойку эту Резолюцию, забыли про нее. Пытались извернуть. Ее невозможно было извернуть никак. Забыли напрочь. Почему? В Белом доме приказали, и все исполнили».
Остаются у Путина претензии и к освещению событий на Кавказе западными СМИ. Как только Грузия приступила к своей военной операции в Южной Осетии, «и ваша компания молчала, и все американские компании молчали, как будто ничего не происходит», — упрекнул премьер.
«Как только агрессору дали по роже, зубы ему выбили, как только он бросил все американское оружие и побежал без оглядки — сразу все вспомнили и про международное право, и про злобную Россию. Сразу все заголосили», — не пожалел образов Путин.
Хор антироссийских голосов, по мнению премьера, вообще фактически оставлял Москве два возможных выхода из ситуации — отвечать на нападение на собственных граждан или делать вид, что ничего не происходит. «Мы что, не можем защитить жизни своих граждан там? А если мы защищаем свои жизни, то у нас отберут колбасу? У нас выбор какой — между колбасой и жизнью? Мы выбираем жизнь», — взорвался Путин.
Ответственных за ухудшение отношений Путин нашел не только в Вашингтоне, чье поведение, как он повторил, заставляет подозревать «американских друзей» в попытке «объединить электорат вокруг одного из кандидатов в президенты» на почве антироссийской истерии.
Среди членов ЕС больше всего претензий у премьера к Великобритании, чей министр иностранных дел Дэвид Миллибэнд, характеризуя отношения его страны с Россией, все чаще употребляет словосочетание «холодная война».
На вопрос журналиста, как премьер относится к таким высказываниям, Путин заметил: «Вы знаете, есть такая шутка: «Кто первым кричит «держи вора»? — Тот, кто украл». «Министр иностранных дел Великобритании?» — недоуменно переспросил журналист. «Это Вы так сказали, замечательно. Как мне приятно с Вами разговаривать. Но это Вы сказали», — обрадовался Путин. И добавил: «Но если говорить серьезно, то Россия не стремится ни к каким обострениям, ни к какому напряжению с кем бы то ни было. Мы хотим добрых, добрососедских, партнерских отношений со всеми».
Послание Путина в адрес европейцев было очевидным — перестаньте во всем поддерживать США: «Если европейские страны так и дальше будут вести свою политику, то разговаривать о европейских делах нам придется с Вашингтоном».
Российский премьер, конечно, еще раз заметил, насколько тесны экономические связи между ЕС и Россией. При этом он повторил, что в Москве «хотят нормальных экономических связей со всеми нашими партнерами». «Мы очень надежный партнер. Мы никогда никого не подводили», — подчеркнул премьер-министр, добавив, что российское сырье – «это все, в чем крайне нуждается мировая и европейская экономика».
Европейцы могут быть спокойны и по поводу Украины – у России, по словам главы правительства, нет никакого желания выдвигать Киеву территориальных претензий или требовать возвращения Крыма.
О том, что существует опасность того, что Украина или Молдавия могут привлечь «такое же внимание» России, что и Грузия, заявил 27 августа французский министр иностранных дел Бернар Кушнер.
Крым, по мнению Путина, «не является никакой спорной территорией», поскольку там «не было никакого этнического конфликта», да и Россия «давно признала границы сегодняшней Украины». «Вопрос о каких-то подобных целях для России, считаю, отдает провокационным смыслом», — заметил премьер, не удержавшись от замечания, что на полуострове, тем не менее, «происходят сложные процессы» между крымскими татарами, украинцами и русскими. «Но это внутриполитическая проблема самой Украины», — подтвердил Путин.
Как уже писала «Газета.Ru», российские власти вполне могут рассчитывать на довольно сдержанную итоговую резолюцию саммита ЕС в понедельник, и им важно показать, что с их собственной стороны обострения отношений желали бы избежать.
Париж и Берлин, во многом зависящие от поставок российского природного газа, настроены как раз весьма миролюбиво. В пятницу высокопоставленный источник во французских дипломатических кругах заявил агентству Reuters, что время санкций еще не пришло. Но сам Бернар Кушнер, глава МИД Франции, председательствующей в ЕС, не отрицает возможности введения против России санкций. На жесткой реакции настаивают новые члены ЕС — Польша, Латвия и Эстония. И Кушнер, как представитель страны — председательницы ЕС, должен публично говорить о позициях всех партнеров по блоку.
Правда, противников санкций ничуть не меньше. Против таких мер уже высказались Финляндия, Чехия, Болгария, Германия, Испания, Литва и Греция.