В Северную Осетию приехали беженцы из Цхинвали, видевшие бои за столицу непризнанной республики. Они рассказывают, что города больше нет.
Северная Осетия готова принять 3 тысячи беженцев из Южной Осетии. Об этом в пятницу утром заявил заместитель председателя правительства республики Ермак Дзансолов. По словам чиновника, 2 тысячи мест для беженцев выделены на базах отдыха, в лагерях, пансионатах и других учреждениях. Еще тысячу мест готов предоставить частный сектор республики.
По данным республиканского правительства, в настоящее время из Южной Осетии уже эвакуировано около полутора тысяч человек, большинство из них — женщины и дети. Многие покинули столицу непризнанной республики, город Цхинвали, еще до начала войны. Теперь выезд из зоны военных действий осложнен из-за угрозы авианалетов на югоосетинскую часть Транскавказской автомагистрали.
47-летняя Фатима Кочиева с сыном и дочерью приехала к родственникам в пригород Владикавказа накануне вечером.
«Это нам Бог помог. Через несколько часов на Цхинвал напали. Что случилось бы с моими детьми, если бы мы остались? Но никто не думал, что война начнется так быстро», — сквозь слезы говорит Фатима. До вчерашнего дня семья Фатимы жила в южной части Цхинвали.
Именно туда в первую очередь попадали грузинские снаряды при артобстрелах. «Совсем недавно был очередной обстрел. Тогда снаряд попал в соседний дом. Но и в нашем доме на всех этажах вылетели окна. Мы быстро все спустились в подвал и просидели там всю ночь, боясь выйти», — вспоминает Кочиева.
Сейчас у Кочиевых ничего не осталось. «Отца мы потеряли еще в первую войну. Тогда он был в рядах ополченцев. Сейчас нам еще и негде жить. Хорошо, что можем остановиться у моего брата в Северной Осетии», — говорит собеседница «Газеты.Ru».
По словам очевидцев, выбравшихся из Цхинвали уже после начала военных действий, город разрушен, повсюду горы трупов, ни проводной, ни мобильной связи в нем нет.
Посчитать погибших власти пока не могут. «Еще и больницу городскую взорвали, но говорят, что тяжелых пострадавших, рожениц и новорожденных перевели в подвал, возможно, они еще живы. Все оставшиеся в городе также прячутся в подвалах, но они же не взяли с собой еду, а выйти из убежища равнозначно тому, чтобы попрощаться с жизнью. Некоторые попытались покинуть район через леса, но это опасно. Там расположены грузинские посты. И не нарваться на них шансов мало. Я выбрался чудом до Джавы. А оттуда уже на машине с другими родственниками в Северную Осетию», — рассказал «Газете.Ru» один из жителей Цхинвали. Жену и троих дочерей он отправил в Северную Осетию еще неделю назад, а сам сумел добраться только в пятницу днем. «Хоть и говорят, что в Джаве сравнительно безопасно, я в это не верю, — говорит собеседник «Газеты.Ru». — Лично не видел, но говорят, что и там грузинские самолеты бомбили. А что им стоит? Джава как на ладони между ущелий».
По словам собеседника «Газеты.Ru», до недавнего времени единственным способом выбраться из Цхинвали была так называемая объездная Зарская дорога, дорога через селение Зар. Однако теперь и там невозможно проехать, потому что она идет по склону горы, на которую с соседнего склона направлены пушки.
В Северной Осетии вынужденные переселенцы чувствуют себя в безопасности, но беспокойство за родственников, оставшихся на линии огня, не выходит из головы. «У меня два племянника сейчас воюют. Живы ли они еще? У нас нет никакой связи», — говорит Фатима Кочиева.
Сегодня она приготовит три ритуальных пирога с сыром. На стол в доме ее родственников поставят соль и араку — национальную водку, чтобы молить Бога и осетинского покровителя мужчин Уастырджи о прекращении кровопролития.
Жители Северной Осетии отправляются в зону боевых действий в надежде разыскать своих родственников. На всех контрольно-пропускных постах проезжающие проходят тщательный досмотр. «Во избежание возможности проведения диверсий и терактов со стороны бандитов на административной границе республики началась тщательная проверка всех видов транспорта», — объяснил исполняющий обязанности главы североосетинского МВД Сослан Сикоев.
В пятницу утром перед зданием правительства Северной Осетии собрались несколько сот беженцев из Цхинвали, чьи родственники остались в Южной Осетии. Митинг проходит в нервной обстановке. Многие выступающие возмущены тем, что помощь из России пришла так поздно. Они надеются, что между сторонами будет достигнута договоренность о коридоре, которая даст возможность эвакуировать всех. К собравшимся периодически выходят осетинские чиновники, в частности министр по делам национальностей Теймураз Касаев и зампред местного парламента Станислав Кесаев. Митингующие требуют, чтобы мировое сообщество на Олимпиаде в Пекине отреагировало на происходящее игнорированием грузинских спортсменов.
В североосетинских больницах подготовлено более 1000 мест для пострадавших при бомбардировках в Южной Осетии. На границе Северной и Южной Осетии развернут полевой госпиталь для раненых. У въезда в Рокский тоннель дежурят десятки бригад «скорой помощи». На данный момент к тоннелю вывезено двое раненых, их состояние оценено как средней тяжести. Тяжелораненых доставят в больницу ближайшего населенного пункта — города Алагира. Оттуда уже направлены 40 автобусов для эвакуации беженцев из Южной Осетии. Владикавказская станция переливания крови начала работу в круглосуточном режиме. Из желающих сдать свою кровь выстраиваются очереди. Многие жители Северной Осетии имеют кровное родство с южными осетинами. «Поэтому мы считаем своим долгом помогать нашим братьям на юге всем, что в наших силах», — объяснила донор Татьяна Газаева.