Национальный конституционный совет Украины, которой был создан президентом Виктором Ющенко еще зимой 2007 года, наконец-то выдал концепцию конституционных изменений в стране. Новый проект представил министр юстиции Украины Николай Онищук. Выступая на пресс-конференции в Киеве, Онищук отметил, что «конституционный процесс» должен активизироваться в начале осени, когда Верховная рада будет полноценно работать и сможет набрать должное количество голосов для принятия изменений в Конституцию. «Как только ситуация в парламенте определится,... тема изменений в Конституцию снова станет главной», — подчеркнул Онищук, добавив, что осенью можно будет говорить и о заседании конституционной комиссии, которая рассмотрит предложение рабочей группы Национального конституционного совета Украины.
Рассуждая о перспективах конституционных изменений в стране, Онищук заявил, что рабочая группа при подготовке проекта исходила из концепции, что на Украине должна быть все-таки сохранена «полупрезидентская форма правления». По мнению министра юстиции, Украине необходимо выходить из усовершенствования существующей смешанной формы правления.
В связи с этим Онищук отметил, что новая концепция предусматривает введение верхней палаты парламента. По задумке авторов, она будет заниматься кадровыми вопросами, в том числе и назначениями руководства госкомитетов, генпрокуратуры и СБУ.
В частности, речь идет о том, что на эти должности чиновники будут назначаться по представлению президента при согласии верхней палаты парламента. Онищук добавил, что избираться верхняя палата будет по мажоритарной системе. Отсутствие в нынешнем парламенте страны верхней палаты, полагает министр юстиции, привело к регионализации партий. «Это является недостатком и следствием отсутствия верхней палаты», — заявил Онищук. В свою очередь, нижняя палата будет создана на пропорциональной основе и будет формировать правительство, а также нести политическую ответственность.
Новая доктрина предусматривает и так называемую «референдную демократию», то есть активизацию местных референдумов и введение института народной законодательной инициативы. Презентуя доклад, Онищук поспешил заверить общественность, что «развеян миф о том, что президент будет расширять свои полномочия».
В частности, президенту предложат отдать кабинету министров и парламентскому большинству право назначать министра обороны и министра иностранных дел, а также отказаться от права останавливать действие актов кабинета министров за исключением тех документов, которые относятся к вопросам национальной безопасности, обороны и внешней политики.
При этом Онищук отметил, что обсуждается возможность вето президента на кандидатуры этих министров, с тем чтобы обеспечить консультации с главой государства по указанным кандидатурам, поскольку президент представляет страну в международных отношениях и является верховным главнокомандующим. Завершая доклад, Онищук сообщил, что решение Верховной рады об изменениях в Конституцию должно быть одобрено всеукраинским референдумом.
Украинские политики и эксперты уже отнеслись к представленному проекту скептически. Так, политолог и представитель парламентской фракции «Наша Украина – Народная самооборона» (НУНС) Олесь Доний сразу заявил, что выступление министра юстиции — не больше чем его «личное мнение».
««Национальный конституционный совет, разрабатывающий изменения, изначально неконституционен. Он может иметь только совещательную функцию», — отметил собеседник «Газеты.Ru».
По словам Дония, этот конституционный совет должен был быть утвержден Верховной радой, однако парламент на это согласия не давал. Кроме того, в совет не вошли и представители крупнейших парламентских фракций и теперь, даже если президент, имеющий соответствующие полномочия, внесет подготовленный его советом законопроект в Раду, он, по словам Дония, окажется «лишь одним из субъектов законодательной инициативы» (кроме президента право инициировать изменения в Конституции имеют только депутаты). В свою очередь Верховная рада, рассказал Доний, «компромиссного» варианта новой Конституции не готовит. «Поэтому говорить о возможности внесения изменений в Конституцию в ближайшее время не приходится», — резюмировал собеседник «Газеты.Ru». Стоит отметить, что принятие каких-либо решений в парламенте сейчас вообще практически невозможно из-за утраты правящей коалицией большинства в Верховной раде после выхода из нее двух депутатов.
Российский политолог, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко сразу разглядел в проекте «антитимошенковский сговор элит», напомнив, что не случайно текст поправок был написан в секретариате президента Ющенко.
«Тимошенко устраивает любой вариант: или сильный президент, или канцлерская республика, где президент превращается в декоративную фигуру. У нее авторитарно-популистский стиль управления – то есть ей важно, чтобы был единственный центр влияния. Поскольку очевидно, что в случае прямых президентских выборов Ющенко проигрывает, то ясно, что он выбирает модель элитного сговора», — отметил Минченко. По словам политолога, в модели, предлагаемой секретариатом, «нивелируется роль парламента, а вытащить «народные группы» с инициативами — не большая проблема». «Не имея возможности проводить в парламенте свои решения, Ющенко пытается играть в эту «плебисцитарную демократию». Не случайно же предлагается вариант принятия Конституции на всенародном референдуме, то есть совсем без участия парламента», — считает Минченко. В то же время, добавил политолог, предлагаемые сейчас изменения вряд ли станут гарантией политической стабильности на Украине. «Если Украина останется унитарным государством, при наличии в стране различных жизненных и экономико-культурных укладов, то никакая стабильность невозможна. Унитарная модель навязывает одну модель всей стране, а страна расколота», — полагает он.