Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Вульгаризм-мульгаризм

В Госдуму внесены поправки в закон о СМИ, запрещающие вольности в эфире

Парламентарии не прекращают попыток законодательно урегулировать русский язык и деятельность говорящих на нем журналистов. Законодательное собрание Северной Осетии внесло в Госдуму поправки в закон «О СМИ», которые запрещают теле- и радиоведущим употреблять в эфире «вульгаризмы» и «вольности». Правда, объяснить, что это такое, депутаты постеснялись.

Североосетинские депутаты решили оставить свой след в законе «О средствах массовой информации», который ранее пообещали переписать к концу года тем или иным образом думские единороссы. Но если законодательные изыски Госдумы пока просматриваются довольно смутно, то региональные парламентарии оказались смелее. Главным образом кавказских стилистов волнует чистота русского языка. Парламентарии уверены, что великий и могучий в теле- и радиоэфире перенасыщен вульгаризмами, «вольностями» и прочими безобразиями.

В связи с этим депутаты предлагают дополнить 4-ю статью этого закона нормой, согласно которой «не допускается в авторских текстах журналистов использование слов и выражений, искажающих нормы современного русского литературного языка, государственных языков республик и иных языков народов РФ». Текст поправок был одобрен на заседании осетинского парламента в понедельник.

Правда, конкретный перечень русских слов, которые, на взгляд осетин, должны считаться вульгаризмами, депутаты в законопроект включать постыдились. Вместо этого в пояснительной записке к законопроекту сообщается, что «нередко журналисты, злоупотребляя свободой средств массовой информации, допускают вольности, особенно в радио- и телепрограммах, граничащие с вульгаризмом, допускают грубое искажение литературных норм государственных языков, на которых идет вещание» (оригинальная стилистика документа сохранена). Таким образом, конкретных критериев законодательного определения языковых вольностей пока нет, так что за неправильное употребление лингвистического термина «вульгаризм» народные избранники себя наказать не смогут.

Авторы законопроекта, тем не менее, уверены, что, употребляя вульгарные выражения, журналисты нарушают действующие законы, в частности, Конституцию, а также закон «О государственном языке». Как не прописали и меры ответственности, которые должны возлагаться на провинившихся журналистов. «На данной стадии мы не прописали меры наказания журналистов, но думаю, что в ходе прохождения законопроекта в Госдуме такая норма в нем появится. Мы за то, чтобы были жесткие нормы в том, что касается чистоты языка.

Чистый русский язык нас должен окружать везде, хватит нам мата и вульгаризмов. И журналисты, их употребляющие, должны нести административную ответственность и платить штрафы», — заявила в интервью «Газете.Ru» один из авторов поправок, председатель комитета по науке, культуре, образованию и информационным технологиям регионального парламента Северной Осетии Людмила Токаева.

У членов комитета Госдумы по информационной политике поправки вызвали некоторые сомнения. «Как и многие другие инициативы людей, которые хотят заработать очки на борьбе за нравственные ценности, это абсолютный бред», — сказал «Газете.Ru» член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Илья Пономарев. «Я сомневаюсь, что данный законопроект будет поддержан. Позиция нашего комитета такова, что никаких поправок в действующий закон о СМИ вноситься не будет, пока не будет разработан новый закон о СМИ», — предположил он.

Впрочем, есть в Госдуме и сторонники поправок. «Этот закон необходим, но я сомневаюсь, что он будет принят Госдумой. Я считаю, что журналистов наказывать не нужно, нужно наказывать руководителей СМИ, а журналисты должны отвечать перед своими редакторами», — поделился с «Газетой.Ru» депутат Госдумы Роберт Шлегель, автор скандальных поправок в закон «О СМИ», ужесточающих ответственность за публикацию клеветнических материалов.

Региональных депутатов реакция думцев ничуть не смущает, и никаких сомнений в полезности своего законопроекта у них нет. «Я надеюсь, что депутаты Госдумы прислушаются к нашей инициативе и учтут ее при разработке нового закона о СМИ», — призналась Токаева.

Адресаты законопроекта восприняли законопроект с юмором.

«Я бы тоже выступал за нормы русского языка, но в этой ситуации уместно употребить поговорку «чья бы корова мычала, а их бы молчала» — многие депутаты Госдумы и особенно депутаты заксобраний южных регионов вряд ли должны указывать на правильность употребления русского языка, — объяснил «Газете.Ru» руководитель программы «Главный герой» на НТВ Антон Хреков. — Это не более чем запоздалое весеннее обострение из-за холодной весны. Есть специальные клиники, туда и нужно вносить подобные законопроекты и оформлять в историю болезни».

Не совсем согласен с Хрековым журналист радиостанции «Эхо Москвы» Матвей Ганапольский. «Легче всего мне, журналисту, осудить подобную инициативу, назвав ее очередным посягательством на свободу слова, но я с удовольствием поддержу такое посягательство, если это посягательство на бранное слово, — заметил он в беседе с «Газетой.Ru». — Русский язык, как вещество живое, идет в ногу со временем и все время обогащается новыми словами. Но я бы сказал, что сейчас в России разные русские языки: есть язык «большого города», наполненный молодежным сленгом, вульгаризмами и словами, привнесенными из других языков. Он адекватен «большому городу», где и иностранные фирмы, и каждый день новые артисты, и эпицентр молодежных культур. Требовать от городского языка чистоты матери Терезы — это неестественно. Другое дело язык провинции. Он более консервативен, он хранит традиции, которые мало меняются. Но и это не все. Язык Москвы и Санкт-Петербурга, наверное, чудовищен для восприятия национальных республик, которые еще более традиционны. Для них русский язык — это нечто священное и гораздо более важное, чем для молодежного сериала».

На его взгляд, выход может быть в том, что СМИ, особенно электронные, должны помнить, что улица и студия — это две разные вещи. «Свою зарплату ведущий получает за работу, в которую пакетно входит разговор на нормальном, не шокирующем случайного человека языке. Однако думаю, что законодательно тут ничего делать не нужно. Ибо все подобные попытки в прошлом бесславно проваливались. Слава богу, тут как-то все регулируется само собой», — резюмировал Ганапольский.

Новости и материалы
В Вайоминге полицейские спасли кошку, застрявшую в дымоходе
10-летняя дочь Тимати написала первую книгу: «Мы за творчество»
Назван самый популярный бой года лиги кулачных боев
Еще один подозреваемый по делу о квартире Ларисы Долиной арестован
Ведущий «Модного приговора» призвал надеть бант в Новый год
Названы 10 самых надежных автомобилей в 2024 году
Найден черный ящик разбившегося в Казахстане самолета
Губернатор дал поручение главе штаба по ликвидации ЧС на Черноморском побережье
Минобороны показало кадры из занятого ВС РФ поселка Новый Труд в ДНР
Троих мужчин из Дагестана на дорогих авто ограбили лжесиловики
Стилист Бузовой объяснил, зачем пришел на премию в костюме из мяса
Стало известно об ударе пакистанских войск по укрытиям террористов в Афганистане
Голый мужчина устроил танцы в лифте жилого дома в Новосибирске
Новосибирца приговорили к 9 годам за сотрудничество с «Легионом «Свобода России»
Пожар произошел на заводе Haval в Тульской области
Умер режиссер Юрий Щербаков
Капитан сборной Азербайджана находился в аэропорту Актау во время авиакатастрофы
Захарова назвала провокацией призыв к гражданам США покинуть Белоруссию
Все новости