Россия готова в этом году организовать международную конференцию для обсуждения и решения проблем глобальных финансовых и сырьевых рынков с перспективой сделать ее постоянно действующей. С таким предложением на экономическом форуме в Санкт-Петербурге выступил президент Дмитрий Медведев. Он отметил, что своеобразный «экономический эгоизм», порою перерастающий в «экономический национализм», сказывается на глобальной экономике, а ее проблемы можно решить только коллективно.
В своей вступительной речи на форуме Медведев констатировал, что 2007 год стал одним из самых тяжелых для мировой экономики. «Центром нашего внимания станут глобальные перемены на финансовых и сырьевых рынках. По мнению многих экспертов, сегодня в мире проявляются тенденции к глобализации и желанию защитить свой экономический суверенитет. Еще присутствует желание добиться привилегий для своих граждан, не делясь с другими, — своеобразный экономический эгоизм», — ввел новый термин российский президент. «С одной стороны, он является естественной чертой любой экономической деятельности. И, как однажды пошутил наш режиссер Георгий Товстоногов, «чем выше забор, тем лучше соседи», — блеснул эрудицией Медведев. «Но в таком смысле экономический эгоизм не несет каких-то серьезных опасностей для развития в целом. С другой стороны, за его проявлениями подчас стоит гораздо более жесткая идеология, а именно — экономический национализм, при котором прагматические интересы подменяются политическими соображениями», — рассуждал президент.
«Не думаю, что в сегодняшний кризисный период такая стратегия является наилучшим решением возникающих проблем. Современный мир сам по себе глобален, и в таких условиях ошибки отдельных лидеров, а тем более национальный эгоизм немедленно сказываются на ситуации во всей глобальной экономике», — заключил он.
Медведев не упомянул ни одной страны, которой был бы свойствен «экономический эгоизм», но после этого президент заговорил о США. «Несоответствие формальной роли США в мировой экономической системе ее реальным возможностям и было одной из центральных причин текущего кризиса, — заметил Медведев. — Сколь ни был бы велик американский рынок и сколь надежна ни была бы американская финансовая система — они не в состоянии подменить собой глобальные товарные и финансовые рынки». «Недооценка рисков крупнейшими финансовыми компаниями в сочетании с агрессивной финансовой политикой самой большой экономикой мира привели не только к убыткам корпораций. Беднее, к сожалению, стали большинство людей на планете, и это отчетливо заметно не только в экономиках слаборазвитых стран, но и в экономиках самых передовых государств», — уточнил президент.
Американские участники форума с такой оценкой категорически не согласились. «Это необходимая, благородная и законная национальная политика. Если экономика растет, все возможно: социальные, экологические и образовательные программы. Если экономика не растет — все становится проблемой, — ответил Медведеву министр торговли США Карлос Гутиеррес, — Неучастие в национальной экономике — это политический изоляционизм. В 50–60-х годах мы это называли «самодостаточностью». Нет ни одной национальной экономики, которая смогла бы процветать, преследуя политику самодостаточности. Протекционизм, как ни парадоксально, ничего не защищает. Единственный способ защиты экономики — инновации, инвестиции. Это настоящая защита».
Президент Института стратегических оценок Александр Коновалов уверен, что критика Медведевым Америки была вполне ожидаема.
«Вообще, я бы не переоценивал мягкость Медведева. И эти слова — лучшее тому доказательство. С другой стороны, его выступление нельзя назвать и атакой на Америку. Это просто констатация факта. Ведь такой точки зрения придерживается все европейское сообщество. Финансовая самонадеянность США — действительно настоящая беда. А Медведев это в очередной раз просто подчеркнул», — сообщил «Газете.Ru» Коновалов.
В свою очередь, замдиректора Института США и Канады РАН Виктор Кременюк рассматривает выступление Медведева как желание показать свое отношение к действующему руководству США. «Америка сейчас выбирает нового президента. Буша, как известно, критикуют все — и свои, и чужие. Медведев просто-напросто присоединился к этому хору критиков. Более того, он, осознавая, что скоро придется налаживать связи с новым главой США, работает и на будущее», — рассказал «Газете.Ru» Кременюк.
Что касается России, то подменять она никого не намерена, а вот стать центром обсуждения глобальных проблем экономики хочет. «Россия, объективно еще не успевшая осуществить некоторые достаточно популярные в мире на сегодняшний день реформы, получила шанс избежать серьезных ошибок», — заявил Медведев. «Дефицитами бюджета и платежного баланса мы «наелись» еще накануне 1998 года. Развитие финансового и жилищного секторов в нашей стране пока находится на ранней стадии, и таких масштабных рисков, как в других странах, у нас просто нет», — пояснил он.
Медведев объявил, что Россия готова взять на себя роль некого центра поиска решений. «Роль России на глобальных финансовых и сырьевых рынках позволяет нам активно участвовать в обсуждении конкретных решений по указанным проблемам. Считаю, что Россия была бы удобной площадкой для начала такого обсуждения», — заявил Медведев. Для этого президент предложил провести в этом году в России представительную международную конференцию с участием руководителей крупнейших финансовых компаний, ведущих финансовых аналитиков и ученых.
Кроме того, Россия готова к совместным действиям с другими странами по преодолению продовольственного кризиса, пояснил президент.
В ходе форума глава государства успел посмотреть «выставку нанотехнологий», поиграть в виртуальный футбол и вручить премию «Глобальная энергия».