В пятницу стало известно о том, что Игорь Рыбаков и Юрий Бут, представляющие «оранжевые» фракции Верховной рады — Блок Юлии Тимошенко и «Наша Украина — Народная самооборона» — написали заявления о выходе из состава правящей коалиции. «Произошло определенное предательство. Поступили два заявления, которые утром эти два народных депутата вручили в аппарат Верховной рады», — сообщил спикер парламента Арсений Яценюк. Призвав депутатов опомниться, спикер закрыл утреннее заседание Рады.
О причинах выхода парламентариев из коалиции пока ничего не известно. Между тем очевидно, что их уход лишил правящую коалицию большинства голосов в Верховной раде. До сих пор она имела в парламенте даже не конституционное, а простое преимущество, насчитывая 227 депутатов при 226 необходимых.
Представители оппозиции сразу же заговорили о развале коалиции и даже объявили правительство Юлии Тимошенко «исполняющим обязанности». В частности, замглавы фракции Партии регионов Александр Ефремов, сославшись на часть 2 статьи 66 временного регламента Рады, заявил, что «состав в 225 депутатов означает распад коалиции». При этом парламентарий сообщил, что в случае юридического подтверждения его правоты Партия регионов «будет вынуждена принять участие в переговорном процессе по формированию в продолжение месяца нового состава коалиции».
Однако представители «оранжевых» фракций опровергли слова Ефремова, объявив разговоры о развале коалиции преждевременными. По словам представителя БЮТ Андрея Кожемякина, никаких правых последствий выход депутатов из коалиции за собой не повлечет, к тому же коалиция изыскала дополнительный ресурс в виде депутата Ивана Плюща, который до сих пор в коалицию не входил.
Ответственность за выход депутатов из коалиции Кожемякин возложил на главу секретариата президента Украины Виктора Ющенко Виктора Балогу: «Рыбаков вышел, мы знали об этом, он давно уже общается с господином Балогой, то есть он уже давно готовился. Я считаю, что не бесплатно. Все для нас было ожидаемо и нормально. Нас это не удивило», — цитирует Кожемякина «Украинская правда». Чуть позже представители БЮТ заявили о намерении требовать от вышедшего депутата написать заявление о выходе из фракции, что автоматически будет означать лишение его депутатского мандата.
Представитель фракции «Наша Украина — Народная самооборона» в Верховной раде политолог Олесь Доний также считает, что «с формальной точки зрения коалиция не прекратила своего существования, потому что в соответствии с украинской конституцией коалицию создают фракции, а не персонально депутаты». «Даже под коалиционным соглашением нет подписей 226 депутатов, есть только подписи двух руководителей фракций — Кириленко и Тимошенко», — напомнил он «Газете.Ru». Выход из коалиции двух депутатов не несет никаких юридических последствий: ни коалиция не распалась, ни правительство не считается ушедшим в отставку, отметил Доний. У коалиции вообще не возникло бы никаких проблем, если бы депутаты прекратили свое членство не только в коалиции, но и во фракциях, объяснил собеседник «Газеты.Ru». В этом случае они автоматически лишились бы депутатских полномочий, а их места во фракциях заняли бы новые парламентарии.
Однако пока Рыбаков и Бут остаются членами своих фракций, и, по словам Дония, это не только «очень сильный морально-психологический удар по коалиции», но и «осознание того, что у коалиции теперь недостаточно будет собственных голосов для прохождения в парламенте собственных законопроектов».
В сложившейся ситуации, считает собеседник «Газеты.Ru», коалиция будет вынуждена или идти на кулуарные соглашения с оппозиционными фракциями — Партией регионов, коммунистами или Блоком Литвина, как уже неоднократно делалось ранее, или согласиться на переформатирование коалиции, за которое, в частности, выступает глава секретариата президента Виктор Балога.
Первый вариант Доний считает более приемлемым для членов коалиции, хотя переговоры с оппозицией и означают автоматическое увеличение числа уступок оппозиции. В то же время процедура переформатирования коалиции, которая могла бы дать ей дополнительные голоса, по словам Дония, автоматически повлечет за собой, с одной стороны, отставку правительства Тимошенко, что не приемлемо для большинства представителей обеих фракций, считает Доний. А с другой стороны, процесс чреват и потерей поста спикера Верховной рады.
«Единственным партнером этих двух фракций может стать только Блок Литвина, но у него могут быть свои серьезные предложения, и они могут касаться места председателя Верховной рады», — объяснил депутат.
Судя по тому, что БЮТ намерен добиваться ухода из парламента одного из своих депутатов, переформатирования коалиции фракция еще надеется избежать. В то же время Балога, действующий, как подозревают украинские наблюдатели, по договоренности с Ющенко, в пятницу сделал вид, что ничего не знает о проблемах в правящей коалиции: «Я не слышал, что разваливается коалиция. Для того чтоб развалить коалицию, необходимо собрать фракцию и большинством голосов принять решение о том, что они выходят из коалиции», — заявил глава президентской секретариата. При этом он дал понять, что ничего страшного в возможном расколе не видит: «Если мы говорим о конституции, то она должна быть принята в парламенте 450 голосами, то есть она должна устроить и президента, и премьер-министра, и все политические силы», — считает Балога.