Как сообщает «Интерфакс», Григорий Романов скончался во вторник в Москве на 86-м году жизни. О причине смерти ничего не говорится, однако о болезни бывшего первого секретаря Ленинградского обкома КПСС сообщалось еще зимой. Говорилось, что он был прикреплен к поликлинике Управления делами президента в Романовом переулке, где незадолго до своего 85-летия находился на лечении.
У Романова была классическая карьера партфункционера советских лет: выходец из простой семьи, воевал, поработал на заводе, с головой ушел в дела компартии. Родился Романов 7 февраля 1923 года в Новгородской области, в семье крестьян, чем всю жизнь гордился. Участник Великой Отечественной войны, воевал на Ленинградском и Прибалтийском фронтах. После войны вернулся в Ленинград, где до 1954 года работал конструктором и заведующим сектором центрального конструкторского бюро на заводе им. Жданова. В 1953 году заочно окончил Ленинградский кораблестроительный институт. В 1944-ом вступил в КПСС, в 1955 году возглавил партком своего завода, после чего начал продвижение по партийной линии.
В разные годы Романов занимал посты первого секретаря Кировского райкома, секретаря Ленинградского горкома КПСС, а в 1970 году занял пост первого секретаря Ленинградского обкома партии. Позже Романов сам рассказывал, что Брежнев называл его своим преемником.
«Леонид Ильич мне часто говорил: «Ты, Григорий, будешь вместо меня». И Фиделю Кастро говорил, что Романов будет, и Жискар Д'Эстену. Я у Брежнева на очень хорошем счету был. А когда Андропов пришел, он мне прямо сказал: «Ты мне нужен в Москве. Устинов дрова ломает, много денег тратит на оборонку, нам уже не хватает», — рассказал Романов в интервью журналу «Русская жизнь».
В 1983 году Романов переехал в Москву, где стал считаться преемником Андропова. А затем и Черненко.
С именем Черненко бывшие соратники главы ленинградского обкома, кстати, связывают крайне неприятный скандал, наложивший отпечаток на всю политическую карьеру Романова. В 1974 году стало известно, будто Романов организовал в свадьбу своей младшей дочери Натальи в Таврическом дворце, а в качестве посуды использовал екатерининский сервиз на 140 персон. Согласно легенде, половина арендованной посуды в музей не вернулась, поскольку была разбита многочисленными гостями Романовых. Для проверки этой информации Верховный совет РСФСР даже учредил специальную комиссию, которая установила, что ни слова правды сплетня не содержит. По мнению бывшего первого секретаря Кронштадского райкома партии Виктора Лобко, распространение байки могло быть выгодно Черненко, возглавлявшему в то время общий отдел ЦК КПСС и желавшему сменить на посту генсека Брежнева.
«В те времена Романову было всего лишь 60 лет, и он вполне мог рассматриваться основной кандидатурой на пост генсека. Черненко это понимал и разослал по стране информацию, в которой в обтекаемой форме было сказано: «В Ленинградской организации КПСС есть руководители, которые позволяют себе...», и так далее. Но фамилия не называлась. Романова-то все знали, а о том руководителе, о котором речь шла, можно было только догадываться. Информацию тут же активно подхватили западные СМИ и пошли ее раскручивать», — вспоминал четыре года назад Лобко в интервью петербургскому еженедельнику «Дело».
Слух оказался крайне живучим. Несмотря на то, что правда выяснилась сразу, рядовые коммунисты еще долго продолжали бомбардировать гневными письмами руководящие органы КПСС. Романов, по его словам, просил Андропова публично опровергнуть сплетню, но тот, похоже, всерьез к этой просьбе не отнесся.
Однако после смерти Черненко слух вспомнился вновь, и, возможно, стоил ему кресла генсека.
Как рассказал сам Романов, ни его, ни других оппонентов Горбачева не известили о внеочередном пленуме ЦК КПСС, состоявшемся на следующий день после кончины Черненко, и Горбачева утвердили в отсутствие противников.
По словам Романова, заявление об уходе из правительства по собственному желанию он написал сразу, как только узнал об избрании Горбачева. Однако фактически он ушел через несколько месяцев – летом 1985 года. «В 62 года стал персональным пенсионером и ничем больше не занимался», — говорил он. Нынешним жителям Петербурга (Ленинградом Романов управлял в общей сложности 13 лет) бывший первый секретарь обкома запомнился массированным жилищным строительством, а также требовательностью и высокомерием. Он стал героем народного фольклора. Один из анекдотов про него звучал так: «В Ленинграде все, как раньше: Зимний стоит, Елисеев торгует, Романов правит» . Последние годы жизни он провел в Москве, у старшей дочери Валентины. Из партии так и не вышел, хотя признавался, что от обновленных коммунистов не в восторге.