Мэр Твери Олег Лебедев, подозреваемый в воспрепятствовании проведению следственных действий, сможет продолжить выполнять свои обязанности. Бездействовал он недолго.
Как стало известно в пятницу, накануне судейская коллегия Тверского областного суда отменила апрельское постановление судьи Центрального района Твери о временном отстранении Лебедева от должности.
«Благодаря решению судейской коллегии областного суда глава Твери Олег Лебедев смог приступить к выполнению своих обязанностей. В ближайшее время он планирует подписать ряд важных для города документов, принятых на недавнем заседании Тверской городской думы», — заявил представитель городской администрации РИА «Новости».
Как ранее рассказывала «Газета.Ru», уголовное дело в отношении тверского мэра было возбуждено еще в 2005 году. Его подозревали в воспрепятствовании производству предварительного следствия, которое было совершено с использованием служебного положения. Следствие полагало, что Лебедев препятствовал проведению следственных действий по уголовному делу в отношении своего первого заместителя Олега Кудряшова.
Кудряшову вменялась «превышение должностных полномочий» (ст. 286 УК РФ). По словам представителей прокуратуры, Лебедев, используя свое служебное положение, мешал работникам прокуратуры вести расследование в отношении своего заместителя. Он мешал работе следственной группы, требовал от подчиненных не подписывать протоколы и делать в нем заведомо ложные замечания, а также угрожал следователям и понятым, настаивала прокуратура. После чего и было принято решение о возбуждении дела уже в отношении самого Лебедева.
Суть претензий сводилась к тому, что после своего избрания в 2003 году Лебедев для пополнения городского бюджета организовал систему «обременений». Следствие считает, что градоначальник якобы вымогал у тверских бизнесменов деньги за оформление различных бумаг, в частности разрешений на аренду земли или на строительство. Деньги перечислялись на счета администрации города либо его управлений. Те, кто не соглашался платить «поборы», необходимых им разрешений не получали. Следствие установило, что первоначально все документы, связанные с «обременением», подписывал лично Лебедев, а в дальнейшем этим стал заниматься его первый заместитель Кудряшов.
Расследование против Лебедева продолжалось относительно недолго: в марте 2006 года по распоряжению прокурора области Игоря Пахомова дело было внезапно прекращено «за отсутствием события преступления».
Такая мотивировка вызвала изумление, поскольку адвокат мэра Абдула Экаев был осужден ровно по этому делу на три с половиной года и сейчас отбывает наказание.
Спустя два года к мнению, что событие преступления все же есть, пришел замгенпрокурора России Владимир Малиновский, который 26 марта 2008 года возобновил дело. Тогда наблюдатели сочли, что последнее время мирно уживающиеся мэр Лебедев и губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин, снова начали конфликтовать. Уже 2 апреля было возобновлено расследование в отношении Лебедева, а 3 апреля с градоначальника взяли подписку о невыезде. Спустя неделю, 11 апреля, суд Центрального района Твери отстранил Лебедева от занимаемой должности на время расследования. Теперь областной суд счел, что следствие не помешает работе Лебедева.
Стоит отметить, что ситуация с Лебедевым выглядит нетипично на фоне других дел в отношении градоначальников. Напомним, что за последний год уголовные дела возбуждены против нескольких мэров крупных городов. В Архангельске продолжается разбирательство против градоначальника Александра Донского, весной во Владивостоке был арестован глава города Владимир Николаев, пока еще не завершены суды по делу бывшего мэра Волгограда Евгения Ищенко, в заключении находится мэр Томска Александр Макаров. Как правило, уголовное преследование мэров кончается их отстранением от должности, и ни одной отмены такой меры пресечения еще ни разу не было.
Впрочем, по мнению руководителя региональных программ Фонда развития информационной политики Александра Кынева, нельзя сказать, что это такой уж яркий случай. Так, ничем не закончилось преследование самарского мэра Виктора Тархова, и не было последствий у благовещенского градоначальника Александра Мигули. «Такое может произойти в двух случаях: когда у мэра есть свои выходы на федеральные власти в обход губернатора и когда центр не настроен повышать какого-нибудь губернатора», — заявил эксперт «Газете.Ru». По его мнению, в данной ситуации, скорее, подходит первый вариант, но есть и немного второго.
Другое дело, полагает Кынев, что и само дело «было крайне слабым с точки зрения претензий». «Поэтому независимо ни от чего ожидать какого-то серьезного результата не стоит», — пояснил эксперт. «В любом случае, сегодняшнее дело можно назвать прецедентным», — заключил Кынев.