В четверг Министерство иностранных дел России ввело ограничения на въезд в страну в отношении ряда украинских политиков. Как сообщается на официальном сайте российского внешнеполитического ведомства, это решение было принято в ответ на запрет мэру Москвы Юрию Лужкову на въезд на территорию Украины.
«В связи с принятием властями Украины решения о запрете мэру Москвы Юрию Лужкову на въезд на территорию Украины, МИД России информирует, что российская сторона вынуждена принять решение об адекватных мерах в отношении тех украинских политиков, которые своими действиями и высказываниями наносят ущерб Российской Федерации», — говорится в сообщении департамента информации и печати МИД России.
Как уже писала «Газета.Ru», 12 мая, в день празднования 225-летия Черноморского флота, служба безопасности Украины запретила столичному градоначальнику въезд на территорию Украины, назвав поведение Лужкова «спланированной акцией, направленной на подрыв отношений». Дело в том, что московский мэр, известный своими частыми высказываниями о том, что Севастополь – «русский город», не изменил традициям и на это раз, заявив, что «Черноморский бассейн был, есть и будет геополитическим пространством, которое представляет для России особый интерес». В ответ на это 21 мая украинские власти отказались обсуждать продление сроков пребывания на территории страны российского Черноморского флота (ЧФ) – написать соответствующий законопроект правительству поручил президент Украины Виктор Ющенко. Согласно документу, действие международных договоренностей о пребывании ЧФ в украинских водах будет прекращено сразу после 2017 года.
Таким образом, появление списка «запрещенных украинцев» стало ответом уже не на саму историю с Лужковым, а на ее последствия для российского флота.
О существовании «черных списков» Россия впервые официально заявила в 2007 году. «Списки существуют, так же как они существуют и на Украине», — сообщил тогда глава МИДа Сергей Лавров. Однако никаких конкретных фамилий не называлось. Правда, еще годом ранее Украина запретила въезд на свою территорию депутату Госдумы, директору Института стран СНГ Константину Затулину. Причины такого решения СБУ так и не были озвучены, однако сам парламентарий полагал, что они связаны с его критическими высказываниями в адрес нынешнего руководства страны и проводимой им политики.
Точный перечень нежелательных у России пока не готов, о чем «Газете.Ru» сообщил источник в МИДе. Однако одна фамилия уже известна.
Речь идет о первом заместителе министра юстиции Украины Евгении Корнейчуке, который, по словам официального представителя МИД России Андрея Нестеренко, некоторое время назад допустил некорректное замечание в адрес экс-президента России Владимира Путина.
20 мая Корнейчук, комментируя запрет на въезд в страну для Лужкова, сказал следующее: «После последних заявлений бывшего российского президента Путина о том, что «Украина – не государство», я думаю, было бы логичным поставить вопрос и в отношении этого должностного лица».
Вторым, по все вероятности, может стать депутат Верховной рады от фракции Блока «Наша Украина — Народная самооборона» Владислав Каськив. 15 мая его уже не пустили на территорию России. Напомним, что именно Каськив был автором законопроекта, в котором говорится о необходимости расторгнуть договор о пребывании Черноморского флота РФ на территории Украины, не дожидаясь 2017 года.
В свою очередь, советник-посланник посольства России на Украине Всеволод Лоскутов призвал Киев и Москву к переговорам. «Нужно возобновить переговоры и снова закрыть вопрос о черных списках, однако должна быть общая позиция у Украины и России по этому вопросу», — заявил Лоскутов на заседании депутатской группы Верховной рады по межпарламентским связям с РФ в четверг.
«Это безусловный обмен ударами. Конечно, эта ситуация имеет и политический, и психологический, и геополитический контекст. И ни о каких нормальных российско-украинских отношениях сейчас не может идти и речи. Любопытно и то, что сразу после запрета Лужкову на въезд на территорию Украины многие российские политики заявили, что не разделяют его слов. Вместе с тем уже сегодня стало ясно, что это не его личное мнение, а официальная позиция Кремля. Это значит, что у отдельного взятого политика в России своей собственной точки зрения нет, все продиктовывается сверху», — сообщил «Газете.Ru» научный руководитель Центра политических и социологических исследований «Соціо-вимір» Владимир Полохало.