Дезертиров среди конституционных судей, как известно, не оказалось – все 19 человек не рискнули высокими должностями и согласились вместе с семьями и домочадцами перебазироваться в Петербург. Для них в престижнейшем рекреационном районе северной столицы, на Крестовском острове, месте средоточия нескольких правительственных резиденций регионального значения, построен коттеджный поселок на пересечении улиц Эсперова и Депутатской.
Путь к месту компактного поселения судей отследить не сложно – его выдает свежеасфальтированная дорога, которая заканчивается четко перед воротами кондоминиума.
Сам по себе поселок производит не вполне однозначное впечатление. С одной стороны, коттеджи свежи и чисты, как и выложенные плиткой дорожки, скамейки, цветастая детская площадка, беседка и невысокие елки, привязанные к штырям в земле веревками. Одновременно очевидно, что все эти понатыканные в хаотическом порядке аккуратные одинаковые домики – казенное жилье, обнесенное, к тому же, решеткой по периметру. За ней конституционным судьям придется вести совместный быт, всем вместе одновременно убывать на работу, вместе возвращаться.
Выглядит это как суперпрестижное, но общежитие, окруженное зданиями кафедры гребного спорта Государственной академии имени Лесгафта, дошкольного отделения 56-й авторской гимназии и гостиницы. К конституционному забору примыкает только что сданный в эксплуатацию жилой дом, где как раз начали продавать квартиры; вероятно, соседство государственного значения положительно повлияет на цену этого жилья.
Через дорогу от поселка строится банно-прачечный комбинат для судей (ради которого, кстати, был со скандалом снесен жилой дом). Неподалеку базируется новенькая поликлиника, специально возведенная для обслуживания судей.
Коттеджи являются служебным жильем, а потому, как и казенные квартиры думских депутатов, снабжены всем необходимым скарбом. Семьям судей потребовалось доставить в Петербург только свои вещи. На физический переезд знатоки Конституции взяли срок с 12 по 18 мая – назначили недельные каникулы. Коллективного десанта на берега Невы не случилось: все переезжали, как кому было удобно. Однако по состоянию на субботу никаких признаков человеческой активности в поселке заметно не было – кроме наличия на территории одного пустого джипа. Пейзаж оживляли только гастарбайтеры, которые спешно укладывали плитку вдоль дороги рядом с коттеджами.
В связи с переездом в Петербург Конституционному суду пришлось распустить почти весь свой аппарат. Из более чем 200 сотрудников переместиться вслед за начальниками в северную столицу согласились только 60 человек. Это огорчило судей. Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин заявил по этому поводу в эфире «Эха Москвы»: «Наш аппарат – это уникальное явление в российской действительности. У нас уникальные аналитики, обладающие выдающимися качествами. Надо было научиться и стать мастером на этом поприще. На это нужны годы. К сожалению, не все смогли переехать».
Дефицит кадров пришлось восполнять на месте. Кастинг на роли сотрудников высшего судебного органа РФ проводили в течение последних нескольких месяцев. Как пояснили корреспонденту «Газеты.Ru» в КC, активное участие в подборе кандидатов принимал юридический факультет Санкт-Петербургского университета, альма-матер нескольких видных федеральных политиков. Юрфак, отметим, возглавляет бывший председатель петербургского Уставного суда – местного аналога Конституционного – Николай Кропачев; федеральные коллеги, видимо, решили воспользоваться его опытом. Занятно, что преемник Кропачева в кресле уставного председателя Сергей Сергевнин несколько месяцев назад тоже был смещен с должности в результате внутрисудейских интриг и сейчас нанимается экспертом все в тот же Конституционной суд.
Не все новые сотрудники конституционного аппарата – петербуржцы. Среди дебютантов есть выходцы и из Омска, из Екатеринбурга. Для аппаратчиков построен специальный служебный многоквартирный дом на одной из довольно респектабельных окраин города. Правда, возводили его в расчете на то, что придется обустраивать приезжих из Москвы специалистов, которые в итоге остались в первопрестольной. В ответ на вопрос «Газеты.Ru», достанутся ли теперь служебные квартиры местным, в Конституционном суде замялись, но предположили, что вопрос будет решаться «в зависимости от жилищных условий».
В Москве, в прежнем здании на Ильинке, остается сокращенное представительство суда, включая часть пресс-службы. Коллектив «уплотнили» – сселили в одно крыло. Остальная часть здания досталась администрации президента, которая собирается пока что сделать в помещениях ремонт.
Сегодня у КС – первый полноценный день пребывания в Петербурге. Для начала сотрудникам потребуется обустроиться в своем новом офисе в историческом здании Сената — проще говоря, расставить книжки по полкам. До конца прошлой недели, кстати, судейские не знали даже своих новых номеров телефонов – со связью и интернетом были проблемы.
Как известно, новая редакция федерального закона о Конституционном суде вступает в силу 21 мая; с этого дня северная столица считается местом постоянного пребывания ведомства, обращения просят высылать по адресу: 190000, Петербург, площадь Декабристов, дом 1. Первое публичное заседание суда в Петербурге было намечено на 22 мая, предстоящий четверг. Однако решением от прошлой пятницы судьи отложили мероприятие на неопределенный срок – без объяснения причин. «Заседание КС переносится по решению пленума. Другой информации у нас пока нет. Скорее всего, просто что-то не готово в Питере» , — сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе КС.
В целом переезд Конституционного суда (без затрат на ремонт Сената) обошелся федеральной казне в 221 миллион рублей.