Во вторник в Москве состоялся восьмой съезд Союза журналистов России, который уже назван некоторыми делегатами историческим. Одним из главных вопросов съезда стали отношения журналистского сообщества и власти.
На алтарь этих отношений было решено положить не любимого властями генсека союза Яковенко, когда-то назвавшего президента Владимира Путина врагом прессы.
Подвергнувшись массированной критике региональных союзов за «неумение выстраивать политическую линию», Яковенко сам снял свою кандидатуру с голосования. Поясняя свой шаг, он заявил, что ему «все равно, как будет называться его должность», а также «будет ли его дальнейшая работа связана с Союзом журналистов». «Хуже, если она будет не в союзе. Это было бы потерей для него», — не стал скромничать Яковенко.
Наступление на Яковенко возглавил главный редактор «Московского комсомольца» и член Общественной палаты Павел Гусев. Выступая перед съездом, он заявил, что «союз, по сути, оторвался от власти». В результате этого отрыва Союз журналистов якобы оказался «единственным профессиональным союзом, чье руководство ни разу не встречалось с руководством страны, не поднимало перед ним своих проблем», отметил Гусев. По его мнению, такого быть не должно, поскольку «половина делегатов съезда представляют СМИ, так или иначе дотируемые из бюджета».
Позиция Гусева оказалась близка подавляющему большинству региональных отделений союза. Они как по команде принялись упрекать руководство за склонность к формулированию взаимоисключающих позиций по политическим вопросам и требовать «исключения двоевластия». Руководитель ростовского союза Татьяна Селедцова припомнила конфуз с приемом и немедленным исключением из Союза журналистов президента Чечни Рамзана Кадырова, когда председатель союза Всеволод Богданов и Яковенко придерживались диаметрально противоположных позиций.
В результате руководитель ставропольского отделения Василий Балдицын озвучил решение прошедшего накануне федеративного совета союза, который предложил внести в устав поправки, исключающие это двоевластие. Было предложено исключить из компетенции съезда голосование по кандидатуре генсека, избрать комиссию, которая бы рассмотрела возможность реорганизации союза, и в третьем квартале этого года провести внеочередной съезд союза в Дагомысе. Обязанности генсека до внеочередного съезда было предложено возложить на председателя Богданова. Таким образом, Яковенко, если бы не ушел сам, исключался из руководства союза.
Против этого пакета поправок выступила лишь подмосковная организация. Ее руководитель Наталья Чернышова прямо назвала происходящий «раскол» Союза журналистов «историческим событием». Такое же мнение высказал журналист Леонид Никитинский из «Новой газеты» и еще несколько региональных представителей. Тем не менее подавляющим большинством голосов поправки были приняты.
Съезд также переизбрал действующего председателя союза Всеволода Богданова на следующий пятилетний срок. Из 650 делегатов съезда против его кандидатуры выступили пять человек, еще 17 воздержались. Съезд также большинством голосов признал удовлетворительной работу самого СЖР, руководства секретариата и федеративного совета. Сам Богданов заметил, что «раскола в союзе добиваются политтехнологи, которые действуют на пользу власти».