В понедельник стало известно, что Октябрьский районный суд Саратова санкционировал арест президента компании «Астэк-С» Алексея Ерусланова, задержанного в минувший четверг, 17 апреля. Поводом для задержания, а затем и ареста предпринимателя стало подозрение в его участии в перестрелке, происшедшей на границе между Саратовом и районным центром Маркс в ночь со 2 на 3 апреля. По сообщениям местных СМИ, в «разборке» участвовали четверо марксовских предпринимателей и около тридцати человек из Саратова. В результате столкновения все марксовчане были избиты, а их автомобили расстреляны.
Уголовное дело по факту нападения было возбуждено 4 апреля, спустя два дня после того, как пострадавшие обратились в правоохранительные органы. Позже стало известно, будто предприниматели узнали среди нападавших Ерусланова. Бизнесмен обвинения в свой адрес опроверг, заявив, что в указанный день находился в командировке в Москве, а «информационный вброс» о своем участии в перестрелке «отнес к проделкам наших «косолапых друзей» или экономических конкурентов». Тем не менее в минувший четверг предприниматель и его водитель были вызваны на допрос в Следственное управление СК при Генпрокуратуре РФ по Саратовской области, откуда были препровождены в изолятор временного содержания. Правоохранительные органы подозревают предпринимателя в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 213 УК РФ (хулиганство, совершенное группой лиц с применением оружия). Санкция статьи предусматривает до 7 лет лишения свободы.
Одними из первых на арест бизнесмена, числящегося помощником депутата Госдумы РФ, первого секретаря обкома КПРФ Валерия Рашкина, отреагировали саратовские единороссы.
В частности, депутат Госдумы от Саратовской области Николай Панков заявил, что «противоправные действия Ерусланова должны логически завершиться наказанием». «Я неоднократно говорил Рашкину, что неправильно брать к себе в помощники людей с криминальным прошлым. Теперь же я прошу правоохранительные органы разобраться в происходящем и наказать виновных лиц согласно действующему законодательству», — говорится в заявлении Панкова, распространенном в понедельник. А фракция ЕР в Саратовской областной думе обратилась к Рашкину с «просьбой прекратить всяческую поддержку и отстаивание интересов группы компаний «Астэк-С» и лично Алексея Ерусланова», заодно нажаловавшись всем депутатам Госдумы на то, что «их коллега Рашкин всячески поддерживает и защищает интересы людей с криминальным прошлым и способствует их продвижению во власть»
В декабре 2007 года, упирая на «тревожное прошлое» формировавшего свой бизнес в 90-х годах Ерусланова, единороссы просто не пустили бизнесмена в Саратовскую областную думу, куда его избрали по списку Компартии. От Ерусланова потребовали добровольно уступить депутатское кресло. Представители ЕР, победившей на выборах, были готовы пойти на самороспуск парламента, и в результате Ерусланов предпочел отказаться от депутатского мандата, заявив, что быть депутатом никогда не стремился. Новый виток межпартийного конфликта последовал в нынешнем марте, в ходе подсчета голосов на довыборах в Саратовскую городскую думу. После почти недельного противостояния с участием охранной структуры, принадлежащей Ерусланову, выборы были признаны несостоявшимися, а в отношении троих членов избиркома были возбуждены уголовные дела.
Депутат Госдумы Валерий Рашкин объяснил «Газете.Ru», что причиной ареста, по его мнению, стало продолжение конфликта с властями. «В отместку за фактический проигрыш выборов нашли людей, которые якобы опознали Ерусланова в машине с затемненными стеклами в 10 часов вечера», — отметил депутат в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru». По словам Рашкина, он направил письма руководству Следственного комитета при Генпрокуратуре и Генпрокуратуры РФ с просьбой проверить законность действий правоохранительных органов в деле Ерусланова и взять это дело на особый контроль. «Если все делать по закону, никакого дела там вообще нет», — уверен политик.
Организаторы ареста Ерусланова могли преследовать несколько целей, считает Рашкин: «Во-первых, еще раз показать общественности, «что такое на самом деле КПРФ», а во-вторых, у Ерусланова прекрасный бизнес — универмаг в центре Саратова, домостроительный комбинат, добыча природных ресурсов и т. д.».
«Еще под Путиным кресло не успело остыть, а сам он не успел пересесть в другое кресло, а уже, похоже, начался передел», — вздохнул депутат.
Местные наблюдатели также обращают внимание на политические предпочтения и бизнес Ерусланова: «Нужно признать, что КПРФ сегодня единственная по-настоящему сильная оппозиционная партия в стране, считает независимый депутат Саратовской городской думы Виктор Марков. — Кроме того, в Саратовской области коммунисты в последнее время гиперактивны — постоянно проводят пикеты, митинги, даже в День космонавтики в присутствии многочисленных гостей развернули свои знамена и лозунг «Гагарин — коммунист!».
Собеседник «Газеты.Ru» обратил внимание на то, что в последнее время многие депутаты и бизнесмены становятся объектами пристального внимания правоохранительных органов: «Видимо, наступила эра с новыми вводными. Как будто людям дают понять, что в современной России никакой статус больше не является защитой и даже наоборот».
В самом деле, Ерусланов стал уже четвертым видным саратовцем, заключенным под стражу с начала этого года. В марте суд санкционировал арест бывшего мэра Саратова Юрия Аксененко, обвиняемого в превышении должностных полномочий и получении крупной взятки. Чуть позже по обвинению в заказе убийства прокурора Саратовской области Евгения Григорьева был арестован владелец саратовского завода «Серп и Молот» Алексей Максимов. А в середине апреля по подозрению в попытке дачи крупной взятки представителю прокуратуры Саратовской области был задержан, а затем и взят под стражу директор саратовского крытого рынка, депутат городской думы Михаил Макеенко.