В России в скором времени могут появиться губернаторы нового типа, своего рода супергубернаторы. Они должны возглавить десять макрорегионов, проект создания которых обсуждается в Министерстве регионального развития уже несколько месяцев. По словам его автора — главы Минрегионразвития Дмитрия Козака, границы новых субъектов федерации будут определяться, исходя из экономических соображений. Министр убежден, что благодаря нарезке экономических округов удастся выровнять социально-экономическое положение в регионах-донорах и дотационных субъектах федерации. Предполагается, что границы макрорегионов будут заимствованы из советского прошлого, когда РСФСР была разделена на десять экономических регионов.
При этом схема семи федеральных округов и полпредов, завязанных на президента, продолжит существовать параллельно. Иначе говоря, у президента будут свои округа и полпреды, которые, как и прежде, будут выполнять политические функции, отвечать за выборы, кадровое обновление и исполнение указов президента в регионах, а у правительства свои, что позволит новому премьер-министру Владимиру Путину сохранить свое влияние на губернаторский корпус в вопросах, касающихся экономики. Однако число и границы этих округов совпадать не будут.
По информации источника «Газеты.Ru» в российском правительстве, в рамках этой концепции рассматривается вариант, предполагающий, что курировать эти регионы будут губернаторы ведущих российских регионов в ранге замминистра регионального развития.
«Такая версия обсуждается как одна из нескольких, но окончательного решения на этот счет пока не принято. О реализации этого проекта рано говорить, поскольку сначала новый президент должен вступить официально в должность, и новое правительство должно быть сформировано», — пояснил собеседник «Газеты.Ru».
Между тем, если концепция будет взята за основу, сам Минрегион может превратиться в суперминистерство, заимствовав отдельные полномочия в части налогообложения и финансирования регионов у Министерства экономического развития и торговли.
На статус супергубернаторов могут претендовать главы крупных экономически развитых регионов: губернаторы Красноярского края Александр Хлопонин, Пермского края Олег Чикрунов, Краснодарского края Александр Ткачев, Амурской области Николай Колесов, Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, Хабаровского края Виктор Ишаев.
Еще на стадии обсуждения проект реформы понравился как губернаторскому корпусу, так и первым лицам государства. «Ничего странного в этой идее нет, если обратиться к истории, то в царской России наряду с губернаторами были генерал-губернаторы, поэтому мне она кажется логичной», — поделился своим мнением с «Газетой.Ru» губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.
«Я поддерживаю идею о том, что необходимо вычленить макроэкономические крупные территории в нашей стране с целью выравнивания условий жизни россиян в этих регионах. В этой связи такая форма наделения некоторых губернаторов, которые будут курировать не только свой регион в ранге заместителей министра регионального развития, вполне допустима. С учетом того, что президент недавно подписал законопроект о наделении губернаторов рядом полномочий, он открывает очень большие возможности для такого рода предложений и оптимизации управления регионами», — выразил уверенность в интервью «Газете.Ru» спикер Совета федерации Сергей Миронов.
29 марта этого года президент Владимир Путин подписал законопроект «О внесении изменения в статью 6 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»», позволяющий наделять губернаторов полномочиями госслужащих. Ко второму чтению закона в марте этого года в Госдуме в проект была внесена поправка о том, что в особых случаях по указу президента высшее должностное лицо субъекта федерации может быть наделено полномочиями государственного служащего. Соответствующие поправки предложил депутат Госдумы единоросс Павел Семенов, которого тут же заподозрили в тесных связях с администрацией президента, якобы инициировавшей поправку, чтобы создать основу для осуществления концепции назначения супергубернаторов.
Эксперты опасаются, что появление супергубернаторов может разделить глав регионов на первый и второй сорта. «Если во главе экономических регионов не будет создаваться институт чиновников, а полномочиями будут наделены отдельные губернаторы, на постоянной или ротационной основе, то это может создать проблемы личностного характера в силу конкуренции губернаторов за статус супергубернатора. В некоторых экономических районах есть безусловные лидеры, в других может быть несколько таких лидеров. Поэтому, если будет выбрана такая схема, эти вопросы могут стать камнем преткновения», — засомневался в интервью «Газете.Ru» политолог Дмитрий Бадовский.
«Принцип равенства не будет нарушен, ведь речь не идет о том, что супергубернаторы получат дополнительные преференции, — спорит с Бадовским замгендиректора Центра политконъюнктуры Виталий Иванов, — они просто будут исполнять две функции: глав своих регионов, с одной стороны, и сотрудников Минрегиона с другой. Хотя конечно совмещение этих позиций в неформальном ключе даст им дополнительный ресурс влияния».
Очевидно, что данная концепция спровоцирует новый виток обсуждения темы укрупнения регионов. Косвенно это подтверждают заявления отдельных губернаторов. Во вторник губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявила о том, что готова инициировать процесс объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области и представить избранному президенту Дмитрию Медведеву идеи «об упрощении механизма объединения субъектов РФ».