Президент Польши Лех Качиньский устроил небольшую лихорадку в Москве, Варшаве и Брюсселе, заявив в среду в интервью агентству Reuters, что напрямую увязывает вопрос отмены польского вето на переговоры между Евросоюзом и Россией с подключением Грузии и Украины к Плану действий для членства в НАТО.
На следующий день глава государства пошел на попятный, заявив, что его слова, как это часто бывает, неверно истолковали. По мнению Качиньского, недопонимание вызвал пассаж, в котором он заверил, что Польша «обязательно» будет «вести переговоры с Москвой, стараясь снизить уровень взаимного недоверия, однако пока рано говорить о том, что стратегические переговоры между ЕС и Россией будет разблокированы в ближайшем будущем». «Для начала я бы хотел знать, как разрешится вопрос о ПДЧ для Украины и Грузии», - добавил тогда президент.
В четверг Качиньский попросил, что это не считали прямым указанием на то, что в Варшаве вопрос о ПДЧ для двух республик бывшего СССР связывают с разблокированием переговоров о соглашении о партнерстве и сотрудничестве (СПС). «Нет, там не было формулировки такого рода. Я сказал, что в данный момент мы должны об этом задуматься. Таково было содержание моего заявления. Больше по этому поводу я добавить ничего не могу», - заявил президент в Хельсинки на пресс-конференции Лех Качиньский, передает ИТАР-ТАСС.
«Вчера представитель агентства Reuters пытался подтолкнуть меня к утверждению, что я ставлю равенство между этими двумя вопросами, то есть, согласием на переговоры ЕС-Россия и согласием на подключение Украины и Грузии к плану действий для членства в НАТО. Но такого ответа он от меня не услышал», - уточнил президент Польши.
Однако своевременно данные президентом разъяснения не отменяют того факта, что на прошедшем на той неделе саммите НАТО в Бухаресте с новой силой проявились разногласия между рядом стран «старой Европы», прежде всего Германией и Францией, и новичками в НАТО и ЕС, которых возглавляет Польша.
Лоббируемая Вашингтоном и его союзниками идея скорейшего предоставления ПДЧ двум бывшим советским республикам одобрения не получила, но в то же время и Киев с Тбилиси получили четкий сигнал, что отчаиваться им рано. В итоговой декларации саммита НАТО в Бухаресте зафиксировано, что Украина и Грузия рано или поздно будут приглашены в НАТО, и к вопросу о ПДЧ союзники вернутся уже к концу года.
Качиньский, известный своим скептическим отношением к России, приветствовал тогда достигнутый компромисс, но посетовал на то, что ряд стран ЕС, по сути дела, позволили Москве получить «право вето» в вопросах, касающихся расширения североатлантического альянса. Этот тезис, в свою очередь, в четверг он опровергать не стал.
«Только плохо разбирающиеся в политике люди могли подумать, что случившееся с ПДЧ (для Украины и Грузии. — «Газета.Ru») никак не связано с противодействием (в этом вопросе. — «Газета.Ru») России», — заметил польский президент в интервью.
Среди прочих именно эту проблему глава польского государства намерен поднять на переговорах в Варшаве с президентом Франции Никола Саркози. Франция примет председательство в ЕС у Словении 1 июня. Саркози приедет в Польшу 23 апреля. К Германии у Качиньского претензий меньше: Берлин, по его словам, сыграл ключевую роль в выработке бухарестского компромисса по ПДЧ для стран бывшего СССР.
«Я надеюсь, Германию удастся убедить» встать на сторону скорейшего расширения блока за счет двух республик СНГ, заметил Качиньский, намекнув, что Кремлю после Бухареста не стоит пребывать в состоянии эйфории. «Мы открыли Грузии и Украине ясные перспективы членства в НАТО, и если именно этого хотела Россия, то тогда да, это ее победа», — съязвил тогда президент.
Даже если слова и остались словами, пусть и неверно истолкованными, сомнения в перспективах заключения нового соглашения о сотрудничестве между Евросоюзом и Россией рассеяны не окончательно. Срок предыдущего истек в декабре 2007 года, однако на дальнейшие переговоры о заключении нового договора польское правительство, которое до ноября прошлого года возглавлял брат-близнец президента Ярослав Качиньский, наложило вето.
Поводом для этого стало решение России ввести в ноября 2005 года временный запрет на поставки мясной продукции из Польши по санитарным соображениям. Эмбарго было снято в декабре прошлого года, месяц спустя после того, как было сформировано новое правительство Польши во главе с либералом Дональдом Туском, сменившим ярого консерватора Качиньского. Правительство Туска не замедлило с ответным шагом, пообещав разблокировать дальнейшие переговоры между Москвой и Брюсселем.
Российский МИД отнесся к заявлением Качиньского с неожиданной сдержанностью, и, как показали события, совсем не зря.
Как заявил «Газете.Ru» замдиректора департамента информации и печати МИД РФ Андрей Кривцов, «Россия заинтересована в заключении соглашения с ЕС не в большей степени, чем сам Евросоюз».
Поэтому, «когда ЕС будет готов заключить такое соглашение, будет готова и Россия». «Если в Брюсселе считают естественным, что все страны ЕС должны прислушиваться к словам лидера отдельно взятой страны, то такова политика Евросоюза, и не дело России это как-то комментировать», - заключил дипломат.
Государственная дума по обыкновению взяла более резкий тон. «Скандальной и лишенной смысла» назвали позицию Качиньского в комитете нижней палаты по международным делам. Своим заявлением, считает глава комитета Константин Косачев, Качиньский лишь поддерживает репутацию экспрессивного и непредсказуемого политика. «Юридической основы связывать отношения между Россией и ЕС и отношения между Россией и НАТО нет», – подчеркнул Косачев. «Другие партнеры России по Евросоюзу осудят это и не поддержат», – отметил депутат.
Не поскупился на нелестные оценки и председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов. «Американцам не удалось пристроить Украину и Грузию в подготовительный класс НАТО, вот они и велели Качиньскому сказать вслух то, что самим говорить неудобно. Однако, вполне возможно, что нынешнего президента Польши о такой услуге и просить-то не надо», — заявил он «Газете.Ru».
По мнению Маргелова, «польское руководство, хотя Польша и член Евросоюза, предано США от чистого сердца». К тому же «Варшава сама в состоянии что-то додумать за Вашингтон и заявить, «вращая очами и суча рукава», потому что страдает старыми фобиями - фобиями восточноевропейских лимитрофов». «Польше до сих пор кажется, что и Запад, и Восток к ней относятся одинаково пренебрежительно, и настоящей Европой ее не считают», - объясняет Маргелов выпад польского президента.
Российские эксперты, к которым обратилась за комментарием «Газета.Ru», призывают к сдержанному тону в том, что касается стратегических отношений между РФ и ЕС, но в отношении самого Качиньского к сдержанности не готовы.
Даже от польского президента, считает президент Института стратегических оценок Александр Коновалов, «таких слов нельзя было ожидать».
«Степень глупости заявлений Качиньского зашкаливает, — прозорливо заметил эксперт.
– Когда все упиралось в вопрос об импорте польского мяса, аргументы Польши выглядели рационально, и Россия признавала это. Однако привязка двусторонних отношений между РФ и Евросоюзом с вопросом о членстве Украины и Грузии в НАТО – это верх политического провинциализма». По сути дела, выступелние Качиньского — это «попытка выставить Москве ультиматум», считает эксперт.
Это должны понимать в Евросоюзе, заметил Коновалов, также как понимают, что выступление Качиньского лишний раз высвечивает конфликт между «старой Европой» и странами-новичками ЕС, жаждущими играть более значительную роль. «Если «старая Европа» позволит хвосту вилять собакой, то у нее не будет соглашения с Россией, а раз не будет соглашения, не будет и уверенности в гарантированности российских поставок энергоносителей», - считает эксперт. Но в принципе, России не стоит предпринимать каких-то действий «по вразумлению Польши» - «пускай сами разберутся».
Директор Центра комплексных европейских и международных исследований Тимофей Бордачев согласен: «Польша не может заблокировать переговоры как таковые, она может лишь заблокировать прохождение директив Европейской комиссии на ведение этих переговоров, так что это внутреннее дело Европейского союза». «Россия никак не должна реагировать на внутренние дела ЕС, напротив, ей даже выгоднее, чтобы в силе оставалось предыдущее соглашение 1997 года, продлевающееся автоматически», — заметил эксперт.