Национальный день ядерных технологий отмечается в Иране только третий раз. В этом году основные торжества проходят в городе Натанз, рядом с которым расположен один из главных ядерных исследовательских центров страны, где обогащают уран. Во вторник в Натанз приехали президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад, секретарь Высшего совета национальной безопасности Саид Джалили, глава иранского Агентства по ядерной энергетике Голамреза Агазаде и ряд членов правительства.
Ахмадинеджад в праздничный для всего Ирана день рассказал о начале работ по установке 6 тыс. центрифуг нового поколения в ядерном центре Натанза.
«Сегодня началась установка 6 тыс. новых центрифуг, кроме того проводятся работы, о которых будет сообщено позже во вторник», — цитирует иранский новостной канал «Хабар» слова Ахмадинеджада. «Маджлис всегда поддерживал и отстаивал права иранского народа на мирную ядерную энергию», — заявил спикер парламента Голам-Али Хаддад-Адель. По данным агентства IRNA, он высоко оценил достижения иранских инженеров и ученых.
Аналитики утверждают, что Иран намерен заменить устаревшие центрифуги P1 на центрифуги P2, которые они произвели на основе западных экземпляров, полученных с черных рынков. Центрифуги P2 якобы могут обогащать уран в два-три раза быстрее, чем их предшественники. О том, что Иран собрал новые центрифуги, западные агентства сообщали еще в начале апреля. Впрочем, тогда фигурировала цифра, в несколько раз меньшая, чем 6 тыс.
Национальный день ядерных технологий начали отмечать в Иране в 2006 году, когда иранским ученым впервые собственными силами удалось обогатить уран до уровня, необходимого для производства атомного оружия. С этого момента Иран может самостоятельно производить ядерное топливо для нужд своей ядерной энергетики, основу которой заложили реакторы, купленные в 70-х у Франции, Германии и США.
Введение в эксплуатацию новых центрифуг на Западе наверняка расценят как очередной шаг Ирана в сторону создания ядерного оружия, от чего его безуспешно пытаются отговорить США и Евросоюз.
Генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров назвал 8 апреля 2006 года «историческим днем в жизни иранского народа». «С этого момента Иран обладает всей инфраструктурой для производства ядерной энергии, начиная от центрифуг, кончая облучением атома», — сказал Сафаров, однако отметил, что «ни одного факта, подтверждающего, что ядерная программа Ирана отклоняется от мирных целей, нет». Эксперт напомнил, что «простое обогащение урана не нарушает норм по нераспространению ядерного оружия».
Сафаров защищает Иран и действия руководства страны. «Цель празднования дня ядерных технологий в том, чтобы разъяснить простым иранцам, почему руководство страны фактически повергает страну в изоляцию и ставит ее на грань войны. Иран отклоняет выгодные экономические предложения ЕС, который требует взамен приостановить развитие ядерных технологий. В иранском обществе стали появляться настроения пойти на уступки Западу. Если Ахмадинеджад пойдет на это, то Иран окажется на уровне развития средневековых государств. Единственный способ самозащиты от посягательства на независимость и самостоятельность в условиях мировой изоляции — обладание ядерными технологиями. И вся эта шумиха вокруг ядерного оружия — профанация западных государств, которые не желают смириться с тем, что Иран будет независим от них», — сказал «Газете.Ru» Сафаров.
Гендиректор Центра изучения современного Ирана уверен, что «в руководстве Ирана нет политического решения развивать ядерные технологии до военного уровня». «Даже если гипотетически представить себе, что Иран будет обладать ядерным оружием, то его просто невозможно будет применить. Доставить до Америки его нельзя, остается только Израиль. Но нельзя ударить по Израилю, не уничтожив арабов в Палестине», — сказал Сафаров.
Главный научный сотрудник ИМЭМО Георгий Мирский с Сафаровым в целом согласен. «Иран полным ходом идет по пути создания предпосылок для производства ядерной бомбы. Именно предпосылок, так как они вряд ли рассчитывают создать бомбу, им просто некуда ее сбросить. Можно конечно на Израиль, но там рядом в Палестине живут миллионы арабов. Скорее всего, они хотят добиться так называемого состояния пятиминутной готовности, как у Северной Кореи. Бомбы пока нет, но в любой момент она будет готова. Тогда они смогут говорить с позиции силы. Это наиболее вероятная перспектива», — заявил «Газете.Ru» Мирский. Политолог напоминает, что «уровень обогащения урана, которого они достигли — 3,5%, возможно использовать только в мирных целях».
Заявление Ахмадинеджада является новым сигналом для Совета Безопасности ООН, который с конца 2006 года уже трижды налагал санкции на Тегеран за отказ от приостановления работ по обогащению урана. Впрочем, Иран утверждает, что санкции не принесли стране особого вреда. Мирский считает, что «санкции бесполезны». «Единственная реальная санкция — это запрет на вывоз нефти. Но никто на это не пойдет. Если бы американцы вели себя по-другому и не сделали бы из Ирана страну-изгоя, то могли бы возникнуть условия для диалога. А сейчас руководство Ирана действительно боится США. Американцы же напали на Ирак, а на Северную Корею не стали — у них почти есть бомба. Так рассуждают в Иране», — уверен Мирский. По оценкам аналитиков, Иран сможет построить ядерную бомбу в лучшем случае к 2015 году.