Один из ведущих претендентов на выдвижение на пост президента США от Республиканской партии, экс-губернатор Массачусетса Митт Ромни неожиданно выбыл из борьбы. Потратив за год на ведение кампании $40 млн личного состояния, политик объявил о сходе с дистанции во имя единства республиканцев.
«Я чувствую, что должен теперь остаться в стороне ради блага нашей партии и нашей страны», — объявил своим растерявшимся сторонникам Ромни. Те ответили ему общим стоном разочарования. «Нет! Нет!», — кричали ему они. Покидающий гонку кандидат объяснил им свое решение.
«Если я продолжу сражаться в ходе этой кампании до самого Национального съезда (в сентябре. – «Газета.Ru»), то это станет препятствием для начала национальной кампании (выдвижения единого кандидата от республиканцев. – «Газета.Ru») и сделает шансы на победу Клинтон или Обамы выше», — заметил Ромни.
Уходя, Ромни пообещал вернуться в будущем, как это сделал Рональд Рейган в 1976 году. Тогда республиканец проиграл праймериз действующему президенту Джеральду Форду, но триумфально возвратился четыре года спустя.
Бывший губернатор Массачусетса принял решение сойти с дистанции после того, как проиграл в 14 из 21 штата, где во вторник у республиканцев состоялись первичные выборы. Число делегатов на сентябрьском национальном партийном съезде, поддержкой которых он заручился, составило 286 человек. По данным телекомпании CNN, такое количество делегатов не дает ему больших шансов посоперничать с лидером гонки Маккейном: у того более чем двукратное преимущество, 714 делегатов. Для того чтобы выиграть у Маккейна, подсчитало агентство AP, Ромни необходимо добиться поддержки трех четвертей всего корпуса делегатов, которые будут избраны в оставшиеся месяцы.
Как пишет The New York Times, Ромни обдумывал это решение последние три дня, советуясь со своими пятью сыновьями. Один из них, Тэгг, бывший главным советником отца по вопросам ведения кампании, настаивал на продолжении борьбы, но Ромни все же решил иначе. Он позвонил всем сыновьям по отдельности и сообщил новость. «Я не могу чувствовать ничего иного, кроме абсолютной гордости за него. Я так горжусь тем, как он боролся», — заявил газете другой сын экс-губернатора, Мэтт.
Джон Маккейн, узнав о решении Ромни, готовится окончательно закрепить свое лидерство среди республиканцев и уже воспользовался неожиданным преимуществом. В тот же день он призвал консервативное крыло Республиканской партии, чьи интересы защищал мормон и христианский традиционалист Ромни, сплотиться вокруг его кандидатуры.
Как передает агентство Reuters, выступая на одном из собраний активистов своей партии, Маккейн постарался довести до них мысль, что он сможет выстоять перед лицом мощного тандема демократов, сенатора от Иллинойса Барака Обамы и бывшей первой леди США Хиллари Клинтон, и защитить консервативные ценности.
«Я знаю, что несу ответственность, будучи (…) кандидатом на выдвижение в президенты от республиканцев, за то, чтобы объединить партию и подготовить ее к великому состязанию в ноябре», — объявил собравшимся на конференции в одном из вашингтонских отелей Маккейн. «И я остро чувствую, что не смогу преуспеть в этом начинании, так же как и наша партия не сможет одержать победу перед вызовом, который нам бросают сенатор Клинтон и сенатор Обама, без поддержки преданных своему делу консерваторов», — в высоком стиле обратился к публике кандидат.
Маккейн еще раз остановился на основных тезисах своей программы, которые состоят в том, чтобы довести до победного конца войну в Ираке, добиться от Ирана полного прекращения ядерной программы и сократить расходы на госаппарат.
Как отмечает один из колумнистов The Baltimor Sun, теперь у почти что официального кандидата республиканцев «времени больше чем достаточно, чтобы залатать дыры в отношениях с консерваторами, на чью поддержку Маккейн пока никогда не опирался, стремясь к выдвижению».
У сенатора от Аризоны на пути к выдвижению остается единственный сильный соперник – бывший губернатор Арканзаса Майк Хаккаби. Тот, хоть и удивил аналитиков в «супервторник», выиграв в пяти штатах, но располагает еще меньшей поддержкой на национальном съезде в Миннеаполисе. За него, по предварительным оценкам, готов проголосовать только 181 делегат при необходимом для победы 1081 голосе.
Хаккаби выбрал стратегию «хорошая мина при плохой игре» и всячески пытается показать свою готовность к состязанию один на один с Маккейном. «За право выдвижения борются только два человека, и я считаю своим долгом продолжить борьбу», — заявил он в четверг, скромно умолчав о третьем оставшемся кандидате – аутсайдере гонки Роне Поле, и обеспеченных ему 16 голосах на партсъезде.