Демократическая партия по-прежнему остается без явного фаворита гонки. Несмотря на то что сенатор от Иллинойса Барак Обама победил в 13 штатах, а бывшая первая леди США Хиллари Клинтон завоевала поддержку избирателей только восьми регионов страны, говорить о преимуществе того или иного кандидата не приходится.
Действительно, по числу поддержавших его штатов (13) Обама пришел первым. Однако Клинтон сумела оставить за собой такие ключевые регионы, как Калифорния, Нью-Йорк, Нью-Джерси и Теннесси. Именно эти штаты направят на августовский национальный партийный съезд в Денвере больше всех делегатов.
Демократы определят своего кандидата большинством в 2025 голосов из 4049 человек, которые будут присутствовать на съезде. На настоящий момент понятны предпочтения примерно 1314 из них, чуть более четверти списочного состава. «Примерно», а не точно, потому что система отбора делегатов очень сложна. 796 человек, которые представляют штаты, имеют право свободно определиться со своим выбором.
В число этих «суперделегатов» по решению национального комитета Демпартии входят конгрессмены и сенаторы, бывшие законодатели и ряд других значимых фигур. Многие из них, такие как представители клана Кеннеди, поддержавшие Обаму, уже определились со своим выбором. Другие готовы проголосовать за того, кого поддержало большинство партийцев из их штата, или за кандидата, который будет лидировать по итогам всех первичных выборов.
По последним оценкам телекомпании CNN, Клинтон уже имеет в своей копилке голоса 506 простых делегатов и 193 «суперделегатов». У Обамы поддержка незначительно меньше — 483 и 106 человек соответственно.
Однако каждые несколько минут информагентства уточняют свои результаты, поскольку для числа делегатов от каждого штата важно не сколько голосов в абсолютном исчислении набрал тот или иной кандидат, а где он смог заручиться поддержкой большего числа избирательных округов.
Из штатов, где победа Обамы неоспорима, его родной Иллинойс, отдавший ему 64% голосов, Миннесота (67%), Северная Дакота (61%) и Айдахо (80%). Однако только Иллинойс, отправляющий на съезд 185 делегатов, дает Обаме важный, хотя и закономерный, результат.
Горше всего для чернокожего сенатора поражение в Калифорнии. Результат в этом штате был «критическим» показателем успешности и для Клинтон, и для Обамы, в интервью агентству Reuters пояснил социолог Мервин Филд, более полувека анализирующий результаты президентских гонок.
Именно там сенатор от Нью-Йорка и ее муж Билл Клинтон развернули самую мощную кампанию, почти позабыв о других регионах страны, и самый мощный с экономической точки зрения штат ответил благодарностью — более 50% проголосовавших.
Проигрыш Обамы там может оказаться переломным и принести окончательную победу Клинтон, прогнозирует Филд.
Обама, однако, пользуется любой возможностью, чтобы представить неоднозначный результат свидетельством своей силы. «Есть кое-что в этой февральской ночи, для чего нам не нужно знать окончательных результатов: наше время пришло, — перебивая восторженные возгласы соратников объявил в Чикаго Обама. — Наше движение реально, и грядут перемены в Америке».
Иллинойский сенатор знает, на что ставить. По последним опросам общественного мнения, половина демократических избирателей считают «способность нести перемены» самым необходимым качеством, которым должен обладать кандидат от их партии. Только четверть партийцев ставят опыт — визитную карточку Клинтон — во главу угла.
Во многом это сыграло свою роль в Джорджии и Алабаме на юге страны, причем в первом штате сенатор от Нью-Йорка даже потеряла традиционную для себя поддержку со стороны женщин. Обама выиграл там, опираясь на поддержку чернокожих избирателей. За него проголосовали, по данным exit polls, почти 80% всех афроамериканских избирателей юга. Но пока о переломе в гонке у демократов говорить не приходится.
Если ситуация не изменится и соревнование между фаворитами демократической гонки не потеряет свой остроты, то и к августу каждый голос будет наперечет. Свою роль, например, сможет сыграть сошедший с дистанции и не поддержавший никого из лидирующий двойки Джон Эдвардс с его 26 голосами делегатов.
Республиканцам ночь на среду принесла свои неожиданности. Бывший губернатор Арканзаса Майк Хаккаби, сенсационно выигравший первые праймериз в Айове, а затем уже почти списанный аналитиками со счетов, оставил за собой пять штатов, которые традиционно относят к «библейскому поясу» (южные консервативные штаты). Это Алабама, его родной Арканзас, Джорджия, Западная Вирджиния и Теннесси.
Несмотря на триумфальное возвращение Хаккаби в гонку, его шансы на выдвижение в президенты от республиканцев остаются призрачными. Основные соперники, сенатор от Аризоны Джон Маккейн и экс-губернатор Массачусетса Митт Ромни, показали лучшие результаты.
У республиканцев, чей съезд не так многочислен, как у демократов, для победы одного из выдвиженцев достаточно 1191 голоса за. В пользу Маккейна на настоящий момент будут голосовать 575 делегатов, за Ромни — 250 человек, и за Хаккаби отдадут свои голоса 160 участников съезда. В совокупности они набирают почти половину всего списочного состава партсъезда, и бой кандидаты дадут за оставшуюся половину делегатов.
Маккейн, заручившийся накануне «супервторника» поддержкой самых либеральных республиканских политиков — бывшего мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани и губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера, смог выиграть в ключевых для гонки регионах — штате Нью-Йорк и той же Калифорнии. В его поддержку высказались избиратели еще семи штатов.
За Ромни проголосовали республиканцы в семи регионах страны. Однако ни один из отдавших ему первое место штатов не располагает значительным числом делегатов, которые могли бы обеспечить бывшему губернатору победу на национальном партийном съезде.
Минимальный разрыв в голосах у ведущих кандидатов от обеих партий, каждый из которых победил как минимум в пяти штатах, говорит о том, что гонка не потеряет и малой толики своего накала. И, хотя по итогам «супервторника» уже определены больше половины делегатов демократического съезда и около 2/5 списочного состава национального съезда Республиканской партии, борьба между оставшимися кандидатами пойдет за каждый голос в каждом штате. Так будет продолжаться до тех пор, пока 3 июня не проголосуют Монтана и Южная Дакота и не проведут свои праймериз республиканцы Нью-Мексико.