Джордж Буш выступил в понедельник с седьмым и, возможно, последним посланием к конгрессу США в своей президентской карьере. Столкнувшись в последний год своего правления с реальной угрозой экономического кризиса и не закончив ни одну из начатых им войн, Буш призвал законодателей к скорейшему принятию пакета мер по снижению налогового бремени, попросил проявить терпение в отношении иракской кампании и выступил всего лишь с одной инициативой — выделить $300 млн на школьное обучение неимущих детей.
Демократы, контролирующие конгресс, обещают серьезно пересмотреть стимулирующие экономику законопроекты, которые предлагает администрация, и президент Буш не стал скрывать своего раздражения этим. По его словам, члены конгресса должны устоять перед искушением «нагрузить законопроект» обременительными поправками, которые «отложат принятие или вообще пустят под откос» инициативы по санации экономики.
Президент явно пытался успокоить финансистов и экономистов. Буш заявил, что в долгосрочной перспективе граждане США могут быть уверенными в продолжении роста национальной экономики, однако в краткосрочной перспективе, по его словам, экономический рост замедляется.
Впрочем, финансовые проблемы, с которыми столкнулись США после кризиса ипотечного кредитования, хоть и являются для американцев вопросом первостепенной важности, в 53-минутной речи не заняли главного места. Буш сконцентрировался на том, что мог бы записать себе в успехи — прогресс в деле межиракского примирения.
Усиление американского военного присутствия в этой ближневосточной стране, уверял президент США, «принесло такие результаты, какие только единицы могли воображать себе еще год назад». Президент пообещал, что поскольку насилие в Ираке идет на спад, то и армейские подразделения могут начать возвращаться домой. В ближайшие дни к местам постоянной дислокации вернутся 20 тысяч военнослужащих. Хозяин Белого дома еще раз отметил, что не будет терпеть попыток установить какой-то временной график вывода войск. «Члены конгресса, — заявил Буш, — сделали уже так много и достигли столь многого, что мы не можем позволить этому случится».
Преждевременный вывод войск, в очередной раз повторил президент свою мысль, лишь даст фору исламским террористам, которые почувствуют себя в Ираке как дома.
Со ссылкой на источники в Белом доме телекомпания CNN сообщала, что президент Буш, предпочитающий посвящать выходные чтению книг или катанию на велосипеде, провел все прошлое воскресенье, закрывшись со своими помощниками и внося поправки в уже готовую речь. Однако выступление президента, по всеобщему признанию, уверенное и энергичное, все же не слишком впечатлило американских граждан, не говоря уже о прессе или политиках из демократического лагеря.
Аналитики и так не предвкушали никаких прорывов от последнего послания Буша. Не хотели завышенных ожиданий и в самой администрации. Желая развеять всевозможные спекуляции, пресс-секретарь Белого дома Дана Перино объявила накануне, что для главы американской администрации было бы «попросту нереалистично» выступить с какими-то новыми инициативами во внутренней или внешней политике менее чем за год до истечения срока полномочий.
Демократы, может быть, и согласились бы с такой оценкой, но виду не подали. Располагающие большинством в обеих палатах конгресса, они на протяжении всей речи президента хранили молчание. Последнее обращение Буша к законодателям, которое, как отмечают местные наблюдатели, далеко нельзя назвать впечатляющим, противники администрации использовали в качестве нового повода для критики.
«Мы согласны с президентом в том, что должны совместно работать для достижения прогресса в тех областях, которые готовят нам самые неотложные вызовы, — цитирует AP совместное заявление спикера палаты представителей Нэнси Пелоси и лидера демократического большинства в сенате Гэрри Рида. — Но, увы, сегодня президент предложил немногим больше, чем поддержание status quo. В то время как наша экономика вступила на зыбкую почву, а наше лидерство во всем мире ставится под сомнение, status quo работать не будет».
Один из двух основных претендентов на выдвижение кандидатуры на пост президента от Демократической партии сенатор от Иллинойса Барак Обама не стал проявлять особой деликатности по отношению к президенту. «Я не верю, что в истории будут благосклонно судить эту администрацию. И в то же время я верю, что провалы последних семи лет объясняются исключительно политикой одного человека. Во всей политике в Вашингтоне есть что-то неправильное», — заявил он.
Не отстала от него и его основной соперник по Демпартии нью-йоркский сенатор Хиллари Клинтон, поставившая под сомнение заявления Буша о «внутренней силе» американского государства. «Вопрос, который так и не был задан в ходе дебатов, — косвенно обратилась она к участникам президентской гонки, — заключается в том, что для слишком многих американских семей их настоящее положение дел — это беспокойство, экономическая неопределенность».
Верно определив характер стоящих перед американским государством задач, Буш очень невнятно рассказал о том, как он намеревается их решать, соглашается пресса. Его речь представляла собой, скорее, «чтение выученного наизусть», пишет The Washington Post, или оглашение «минималистской повестки дня президента — хромой утки», как определил один из комментаторов телеканала NBC.
Республиканцы, в свою очередь, постарались сохранить впечатление монолитности своих рядов и не скупились на похвалы главе государства. «Я аплодирую президенту, который предпринял усилия по уменьшению значения целевых ассигнований в расходах федерального правительства», — указал аризонский сенатор Джон Маккейн, имея в виду спецпрограммы финансирования, которые для собственных избирательных округов выбивают конгрессмены в обмен на поддержку правительственных законопроектов.
Другой претендент на президентское кресло от республиканцев, экс-губернатор Арканзаса Майк Хаккаби дал еще более лестную оценку администрации Буша. «Президент выступил сегодня с сильной и четкой речью, в которой напомнил американцам о многих достижениях своей администрацией. Хоть это и было тяжело, но мы достигли прогресса в Ираке и Афганистане», — отозвался политик на речь Буша. «К тому же я приветствую усилия президента по продвижению пакета стимулирующих экономику мер — это достойный шаг», — добавил Хаккаби.
Послание к конгрессу, именующееся официально «Речь о положении союза», согласно американской конституции, входит в число обязанностей президента. Основной закон, правда, не оговаривает периодичность, с которой глава государства должен выступать перед законодателями, но с самого начала, когда в 1790 Джордж Вашингтон обратился к конгрессу в Нью-Йорке, было определено, что речь будет ежегодной. С 1801-го послание направлялось в конгресс в виде письменного обращения до тех пор, пока президент Вудро Вильсон не вернулся в 1912 году к традиции самолично зачитывать перед обеими палатами текст послания.