В понедельник премьер-министр Украины Юлия Тимошенко неожиданно прокомментировала арест российского «авторитета» Семена Могилевича, который произошел на минувшей неделе по делу «Арбат Престижа». Сделала она это на совместной пресс-конференции по завершении переговоров с главой Еврокомиссии Жозе Мануэлом Баррозу в Брюсселе, где она находится с визитом. По сути она подтвердила слухи СМИ о связи этого дела с российско-украинскими взаимоотношениями в газовой сфере.
«Моя позиция абсолютно неизменна. Украине не нужны в контрактах на поставку газа с Туркменистаном, Узбекистаном, Казахстаном никакие теневые посредники. Наличие таких посредников является признаком определенных коррупционных действий», — заявила журналистам в Брюсселе Юлия Тимошенко.
«То, что состоялись определенные аресты, является свидетельством, что мировое сообщество следит за этим процессом и не допускает развития любых теневых моделей, в том числе в странах — соседях ЕС», — не назвав имен, намекнула Тимошенко на арест Могилевича в Москве.
«Все теневые посредники будут ликвидированы», — указала украинский премьер, добавив, что в ходе беседы с Баррозу поднимался, в частности, и вопрос энергобезопасности, энергетической диверсификации, энергетической независимости Украины и ЕС.
«Я думаю, что выходом из этой довольно сложной ситуации будет развитие новых транскаспийских, трансчерноморских энергетических путей, которые дадут и Украине, и многим странам ЕС надежду на диверсификацию и укрепление энергетической безопасности», — обрисовала Тимошенко возможные перспективы сотрудничества Киева и Брюсселя. Помимо этого глава украинского правительства полна решимости начать «официальные переговоры о создании между Украиной и Европейским союзом углубленной, всеохватывающей зоны свободной торговли, включая все ее аспекты». По ее словам, консультации по этому вопросу могут завершиться до конца этого года, и в этом премьер-министра заверил сам Баррозу.
Насколько важным на переговорах был вопрос о роли Украины, которую она играет как страна, через которую идет транзит российского и среднеазиатского газа в Европу, стороны объяснять не стали. Без сомнения, однако, можно утверждать, что роль других игроков при поставках топлива на Украину для Тимошенко — проблема весьма злободневная.
Могилевич, «псевдонимы» которого — а он известен правоохранительным органам нескольких стран, включая ФБР и Скотленд-Ярд, под 17 фамилиями — не раз упоминались вместе с именами авторитетов криминального мира, по данным украинской прессы, работал в связке с киевским предпринимателем Дмитрием Фирташем. А Фирташу, связанному с крупным украинским топливно-энергетическим бизнесом, принадлежат через фирму Centragas Holding 50% зарегистрированной в Швейцарии компании «РосУкрЭнерго». Другие 50% — доля «Газпрома», российского газового монополиста.
И хотя холдинговая компания Centragas Holding со штаб-квартирой в Вене официально выступила с опровержением какой бы то ни было связи двух бизнесменов, заявления Тимошенко подтверждают, что официальный Киев придерживается иного мнения.
«РосУкрЭнерго» — единственный посредник при поставках среднеазиатского газа, законтрактованного «Газпромом». Компания доставляет его через компанию «УкрГазЭнерго» украинским потребителям, смешивая с российским газом от «Газпрома». «УкрГазЭнерго», в свою очередь, является совместным предприятием «РосУкрЭнерго» и национальной нефтяной компании НАК «Нафтогаз Украины».
Привязка дела Могилевича к деятельности «РосУкрЭнерго» чрезвычайно выгодна украинским властям, считают эксперты, к которым «Газета.Ru» обратилась за комментарием. «Тимошенко будет говорить все что угодно, только это совершенно не означает, что Могилевич имеет какое-то отношение к РосУкрЭнерго», — считает Юрий Романенко, глава киевского Центра политического анализа «Стратагема».
«Тимошенко сейчас старается, конечно же, выкинуть «РосУкрЭнерго», потому что она хочет контролировать газораспределение. Как она сама говорила, газ — это концентрированная политика», — утверждает Романенко.
Другой украинский политолог, директор Европейского института интеграции и развития Дмитрий Выдрин, согласен с тем, что «как бывший коммерсант» Тимошенко прекрасно понимает, что чем больше посредников, тем выше расходы. «В конечном итоге, она, будучи премьером, выступает как конечный покупатель газа и понимает, что если нет возможности работать совсем без посредников, то лучше, чтобы эти посредники были своими», — предполагает эксперт. Ясно, что «РосУкрЭнерго» причислить к числу компаний, которые в Киеве можно считать «своими» нельзя, уверен Выдрин, поэтому и ждать от Тимошенко можно либо «попытки убрать посредническое звено как таковое», либо «замены их близкими структурами».
Для Тимошенко, таким образом, это большая игра, причем затрагивающая и ее личные позиции в руководстве Украины. «В прессе постоянно крутятся инсинуации, что за «РосУкрЭнерго» стоят президенты Украины и России. Если допустить, что это так, то арест Могилевича означает, что он не находится в системе РУЭ, в противном случае не было бы смысла его убирать из нее», — задается вопросом Романенко. Главе украинского правительства, считает он, необходимо «подтянуть под себя» крупный бизнес, к чему она и готовится, «используя кнут и пряник» против тех предпринимательских кругов, которые отстаивают интересы президента Виктора Ющенко.