Ингушская столица Магас, крупнейший город региона Назрань и район станицы Нестеровская в пятницу были объявлены зоной проведения контртеррористической операции. По официальной версии, на такие исключительные меры республиканское управление ФСБ и оперативный штаб антитеррористической комиссии пошли, чтобы предотвратить возможные теракты во время акций оппозиции. Противники действующей власти считают, что операция была объявлена, чтобы не допустить митинг оппозиции.
По данным УФСБ, «в местах массового скопления людей на территории республики членами бандподполья готовятся террористические акты, нападения на здания административных органов республики, провоцирование вооруженных столкновений с органами правопорядка». В соответствии с республиканскими законами, в подпавших под действие постановления районах введены некоторые ограничения гражданских прав. Доступ граждан и транспортных средств ограничен, проводится досмотр физических лиц, транспортных средств и грузов. Закон также предусматривает «беспрепятственное проникновение лиц, участвующих в операции, в жилые и служебные помещения».
Ни о какой контртеррористической операции говорить не приходится, уверены противники президента республики Мурата Зязикова.
Ингушские власти сделали все возможное, чтобы запланированный на субботу митинг оппозиции не состоялся, заявляют они. «Это сто процентов связано с митингом, и власти хотят запугать людей, которые собираются принять участие», — прокомментировал агентству Reuters решение ФСБ один из организаторов акции Магомед Евлоев.
Несмотря на угрозу столкновений и предупреждения властей, распространенные накануне, противники Зязикова заявили о готовности вывести на улицы Назрани до 10 тыс. человек. На оппозиционном сайте «Ингушетия.Ru» были размещены инструкции о том, как проникнуть в Назрань, обходя блокпосты. Было обещано также, что во время митинга его участникам будут бесплатно раздавать своего рода лотерейные билеты, которые обеспечены солидными призами: 300 оплаченных путевок в Мекку, 15 автомобилей, 100 телевизоров, 100 компьютеров, 100 ноутбуков и 1000 сотовых телефонов.
Председатель Комитета по защите прав вынужденных переселенцев и эксперт Московской Хельсинкской группы по Северному Кавказу Асламбек Апаев, предвидя возможность столкновений, направил накануне обращение президенту Путину с требованием наказать «виновников безобразия и беззакония» в Ингушетии.
Официальной реакции из Москвы не последовало. С призывом не участвовать в несанкционированной акции к жителям республики вместо этого обратился первый заместитель прокурора Ингушетии Гелани Мержуев. Его поддержал муфтий республики Иса Хамхоев, обратившийся к ингушам с просьбой «быть благоразумнее и не поддаваться на уговоры организаторов митинга». Он заявил, что все вопросы можно обсудить в более спокойной обстановке.
Однако о спокойствии в Назрани можно было забыть.
С раннего утра центральная площадь Согласия была оцеплена отрядами спецназа и милицией. Улицы, ведущие к ней, перегорожены машинами ДПС и бронированными «УАЗами» внутренних войск. Тем не менее милицейские оцепления удалось обойти порядка 300 человек.
По сообщениям агентства Regnum, «сотрудники правоохранительных органов без какого-либо предупреждения или предложения разойтись приступили к операции по задержанию собравшихся». В ответ в сторону милиции полетели камни. В эфире радиостанции «Эхо Москвы» очевидец событий, руководитель правозащитной организации «Машар» Магомед Муцольгов пояснил: «Огонь велся в воздух из пулеметов и автоматов».
Организаторы акции, видя, какой оборот принимают события, попытались было сыграть на обострение, призвали всех своих сторонников во что бы то ни стало принять участие в митинге. Однако всего через полчаса через сайт «Ингушетия.Ru» оппозиционеры дали отбой.
«Местная власть еще раз пошла на провокации, пытаясь вызвать в Назрани массовые беспорядки, чтобы потом обвинить в них организаторов митинга», — заявили они. Оргкомитет акции принял решение отменить проведение митинга и отложить его до 23 февраля: «Просим всех людей, собравшихся в Назрани на митинг, разойтись по домам». Среди подписавших обращение — Макшарип Аушев, Магомед Евлоев и Руслан Албаков-Мяршхи.
Вынужденные отступить, манифестанты подожгли здание газеты «Сердало», поддерживающей республиканское правительство, и расположенную неподалеку гостиницу «Асса». Информация о количестве арестованных и о возможных раненых пока уточняется.
Однако о задержании как минимум шестерых человек можно говорить с уверенностью. Это Тимур Акиев, сотрудник правозащитного центра «Мемориал», который при захвате был избит, и его коллега Екатерина Сокирянская. По словам главы правления центра «Мемориал» Олега Орлова, его сотрудники, «судя по всему, были задержаны целенаправленно». У Сокирянской, утверждает Орлов, в руках была телекамера.
По данным «Новой газеты», сотрудники «Мемориала» были задержаны, когда приехали к зданию ГУВД республики, в котором в то время находились корреспондент радиостанции «Свобода» Данила Гальперович и журналистка «Новой газеты» Ольга Боброва.
Та же судьба постигла еще до начала мероприятия корреспондентов радио «Эхо Москвы» Романа Плюсова и Владимира Варфоломеева. В отношении них «физическое воздействие» применено не было, сообщает радиостанция.