Глава МИД России Сергей Лавров провел в среду традиционную пресс-конференцию, посвященную внешнеполитическим итогам года. Начал он очень уверенно, заявив, что оценки России на многие международные вопросы разделяются все большим числом стран, а внешнеполитический курс Москвы пользуется поддержкой и одобрением общества внутри страны. Внешнеполитические успехи Москвы, еще не успев их перечислить, Лавров связал с руководящей ролью своего начальства — президента Владимира Путина.
«Наша страна за последние восемь лет укрепила при президентстве Путина свою государственность, — заявил дипломат, — модернизирует экономику, решает масштабные социальные задачи, более эффективно обеспечивает свою безопасность, в том числе, посредством участия в широком международном сотрудничестве». Впрочем, объективности ради, Лавров уточнил, что помимо «решимости» российского руководства «нести… возросшую ответственность в международных делах», свою роль сыграло и наличие «финансовых ресурсов», позволяющих «решать эти задачи одновременно».
Министр постарался объяснить, в решении каких международных проблем российская дипломатия зарекомендовала себя наилучшим образом или, во всяком случае, не потеряла лица. Это, судя по словам Лаврова, иранская ядерная программа, решение косовского вопроса и отношения со странами ближнего зарубежья. Фактическое отсутствие пассажей об американском или европейском направлениях — министр обмолвился только о необходимости «качественных преобразований всей европейской архитектуры безопасности» и «необходимости создания современной системы коллективной безопасности» — заставляют предполагать, что Москве здесь нечем похвастаться.
Однако и в тех областях, где, по мнению Лаврова, Россия уверенно продемонстрировала свою дипломатическую мощь, остаются некоторые вопросы. В заслугу своего ведомства министр поставил принятие во вторник согласованного проекта резолюции Совбеза ООН в отношении Ирана, который, по его словам, не несет «жесткого санкционного характера». Источники же информагентств в американской делегации дали понять, что документ оставляет за СБ ООН право в случае чего ввести новые санкции и ужесточить старые.
Роль России в решении косовского вопроса привлекла не меньшее внимание. Грузинская журналистка обратилась к Лаврову за разъяснением позиции России в том случае, если Косово все же получит независимость. Однако на этот вопрос министр по существу отвечать отказался, указав, что рассуждать об этом было бы равносильно признанию собственного поражения.
Прекрасно понимая, отчего этот вопрос был задан репортером из Грузии, испытывающей схожие проблемы с Абхазией и Южной Осетией, Лавров решительно отверг возможность признания независимости самопровозглашенных республик Закавказья в ответ на провозглашение суверенитета сербского края.
«Российское руководство никогда не заявляло, что незамедлительно признает Абхазию и Южную Осетию в случае признания независимости Косово», — продолжил министр. «Укореняющееся в некоторых умах мнение, что Россия твердо выступает против независимости Косово, а сама ждет, что потом, после ее предоставления, сама начнет признавать всех вокруг себя», Лавров назвал «абсолютно ложным».
Высказавшись на тему квазигосударственных образований на территории Грузии, Лавров не оставил в стороне и отношения с официальным Тбилиси. По его словам, в Москве хотели бы, чтобы «чувства искренней дружбы возобладали над политическими соображениями». Но похоже, что две страны проявляют искренность в отношениях между собой только, когда враждуют, и этот факт Лавров не смог обойти стороной, признав, что в 2007 году между Россией и Грузией «накапливались новые негативные моменты».
Значительно более мягкую позицию глава МИДа занял в отношении Украины, власти которой не так давно направили в Брюссель официальную просьбу о присоединении к так называемому Плану по членству в НАТО. Министр ограничился констатацией факта, что сотрудничество Украины и России в военной и военно-промышленной областях «во многом будет зависеть от того, как идет процесс присоединения соседнего государства к блоку.
О судьбе Черноморского флота РФ Лавров вообще не сказал ничего конкретного. Уже достигнутые между Москвой и Киевом «базовые соглашения», по его мнению, «должны выполняться в полной мере», и это предполагает согласование дополнительных документов. Что стоит за этими формулировками, министр уточнять не стал.
Где Лавров не поскупился на слова, так это в разъяснении позиции официальной Москвы в связи со скандалом вокруг закрытия региональных отделений Британского совета в России. «Наши британские коллеги понятную для них самих, но извращенно преподносимую на публику проблему Британского совета пытаются сделать проблемой евросолидарности, и у них это получается», — заявил он, чеканя каждое слово.
Действительно, Словения, председательствующая ныне в ЕС, поддержала позицию Лондона, России это пришлось не по нраву. «Мы с изумлением ознакомились с заявлением словенского председательства ЕС, которое основано на извращенной и упрощенной трактовке ситуации», — объявил Лавров.
Не поскупившись на образные выражения, министр продолжил: «В комментариях западных СМИ (позиция России. – «Газета.Ru») сводится к простой фразе: «Россия мстит за дело Лугового и закрыла Британский совет».
«Это здорово бьет по мозгам обывателей и создает образ того самого медведя, который что хочет, то и воротит», — разоблачил замыслы противника Лавров.
Эксперты, опрошенные «Газетой.Ru» не поддержали министра в его оптимизме и констатировали, что заметных прорывов на внешнеполитическом фронте Россия в этом году не совершила.
«Никакие конфликты, в урегулировании которых принимала участие Москва, разрешения не получили», — уверен руководитель Центра исследований постиндустриального общества Вячеслав Иноземцев, отметивший,что к числу таковых относятся, прежде всего, ближневосточный, иранский и косовский кризисы.
В косовском вопросе, где, казалось бы, «Москва занимает разумную и правильную позицию», прорыва также не произошло. Эксперт отметил, что европейцы, очевидно, «склоняются к пересмотру своей прежней позиции». Этот факт Иноземцев считает единственным успехом российской дипломатии в 2007 году: «В отношении ближнего зарубежья мы не смогли ни с кем улучшить свои взаимоотношения, связи с США находятся вблизи от точки замерзания, а европейское направление перестало интересовать Москву после продления Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с ЕС».
Для члена научного совета Московского центра Карнеги Алексея Малашенко заявления Лаврова об укреплении роли России — только «претензии на сильную позицию». «Россия теряет партнеров, не приобретая новых», — констатирует политолог. Характеристика, данная Малашенко, совсем нелестная. «Россию надо пожалеть», — уверен он. «Украина будет уходить к Европе, Грузия, понятное дело, тоже. Что же касается косовского вопроса, то Москва совсем не заинтересована в его решении и хотела бы его откладывать как можно дольше, чтобы бесконечно оттягивать конкретные шаги в отношении Абхазии», — считает эксперт.
В итоге минувший год, по мнению аналитиков, можно назвать «инерционным» для российской дипломатии. «Со Смоленской площади кажется, что Россия укрепила свои позиции, но объективных подтверждений тому нет. На Россию стали смотреть более осторожно и взвешенно, однако в международных отношениях нет принципа «если боятся, значит, уважают». Стали ли ей больше доверять, больше считаться — это неочевидно», — заключил Малашенко.