Власти США признали факт уничтожения миллионов сообщений электронной почты, присланные с января 2001 года, когда в резиденцию американского президента въехал Джордж Буш, по октябрь 2003. Информация об этом была распространена за несколько минут до истечения срока, который определил суд для обнародования Белым домом сведений, касающихся дела в отношении ЦРУ. Сотрудники этой структуры подозреваются в уничтожении пленок, на которых запечатлены допросы и, возможно, пытки в отношении арестованных спецслужбами США.
Иск в окружной суд округа Колумбия был подан от имени двух неправительственных организаций — ассоциации «Граждане за ответственность и этику в Вашингтоне» (CREW) и Национального архива безопасности. Претензии CREW основывались на анонимной информации, полученной из административного управления Белого дома. А Национальный архив решил дать делу ход после того, как конгрессмен Генри Уоксман поделился с ним полученными из Белого дома данными.
У законодателя на руках оказалась информация том, что во время проверки в 2005 году базы данных администрации Джорджа Буша обнаружилось, что «в течение многих дней некоторые отделы Белого дома не посылали и не отправляли электронных писем».
Если будет доказано, что электронные письма чиновников Белого дома были уничтожены сознательно или по чьему-либо приказу, то это даст противникам нынешней администрации повод обвинить команду Буша в нарушении сразу двух норм существующего законодательства.
В Соединенных Штатах всем сотрудникам государственной администрации предписывается сохранение записей «федерального уровня» и президентских документов. Нарушение означает судебное преследование.
Официальный представитель Белого дома Тони Фратто уже заявил, что нет никаких оснований полагать, что электронные письма были уничтожены намеренно. Поэтому истцы, по его мнению, действуют сознательно «подстрекательски».
Как свидетельствуют источники газеты The Washington Post, в первые годы президентства Буша среди персонала Белого дома бытовала практика записи содержания внутренней переписки на одни и те же электронные носители, так что некоторые письма еще могут быть восстановлены.
Фратто признал, что ему неизвестно, почему в 2003 году в Белом доме отказались от простого переписывания на случай технических неполадок. Он высказал предположение, что это было сделано «примерно в то время», когда в США бушевал скандал с разглашением имени секретной сотрудницы ЦРУ Валери Плейм и Белому дому было предписано подготовить материалы внутренней переписки для юридического анализа. По его словам, с октября 2003 года «технические работники Белого дома на основании каких-либо документов не могут подтвердить отсутствия (записей) электронных писем». «Мы продолжаем анализировать наши системы», — заверил журналистов в среду Фратто.
Учитывая, что потерянные для истории письма могли касаться самых злободневных для американской публики тем — начала войны в Ираке или скандала с Валери Плейм, негативный эффект для репутации Белого дома может оказаться очень большим.
История с чисткой писем Белого дома как нельзя более неудачно совпадает с развитием другого «секретного» сюжета, связанного с уничтожением ЦРУ записей оперативных допросов.
Как заявил по итогам первых дней слушаний в конгрессе глава республиканцев в комитете палаты представителей по разведке Питер Хекстра, сотрудники ЦРУ, отдавшие приказ об уничтожении записей допросов, действовали вопреки приказам своего непосредственного начальства.
«Представляется, что они никем не были уполномочены (на эти действия — «Газета.Ru»)», — приводит его слова газета The Detroit Free Press. Ранее в прессе ответственным за сокрытие возможных неблаговидных фактов называли ответственным бывшего главу ЦРУ Хосе Родригеса. Тот должен был давать свидетельские показания на слушаниях, но из-за ходатайства его адвоката о предоставлении ему юридического иммунитета конгрессмены согласились заслушать его позже.
Параллельно с парламентским расследованием в США идет дознание и по линии министерства юстиции. После предварительного расследования обстоятельств дела глава американского минюста Майкл Мукасей признал, что для уголовного преследования виновных в уничтожении пленок есть юридическая база. «У нас есть все основания для начала расследования этого уголовного дела, и я предпринял шаги, чтобы начать это расследование», — заявил он в начале этого месяца.
Как только информация об уничтожении записей допросов членов «Аль-Каиды (организация запрещена в России)» просочилась в прессу в декабре, глава ЦРУ Майкл Хэйдэн заявил, что записи не представляли никакой ценности для разведки. По его словам, комитеты по разведке обеих палат конгресса были своевременно извещены об уничтожении пленок, которое было необходимо, чтобы не раскрывать попавших на них агентов ЦРУ.