Колумбийские женщины-политики Консуэло Гонсалес де Пердомо и Клара Рохас, похищенные боевиками Революционных вооруженных сил Колумбии (ФАРК) более пяти лет назад, освобождены из плена в четверг и уже встретились со своими семьями.
В столице Венесуэлы Каракасе, куда они были доставлены вертолетом из колумбийских джунглей, Гонсалес встретили взрослые дочери Патрисия и Мария Фернанда, а Рохас — 76-летняя мать Клара. Кадры возвращения из плена все мировые телеканалы транслировали без комментариев.
Уго Чавес первым сообщил в четверг об освобождении заложниц, переговорив с ними по телефону. «Они свободны. Я им обеим сказал: «С возвращением к (нормальной) жизни», — заявил венесуэльский президент. Он добавил, что бывшие пленницы очень взволнованы, но самочувствие их хорошее, несмотря на то что перед освобождением им пришлось проделать 20-дневный пеший переход по колумбийским джунглям. По словам Чавеса, «Венесуэла продолжит открывать путь для мира в Колумбии».
Консуэло Гонсалес, бывший член колумбийского Конгресса, и Клара Рохас, помощница кандидата на пост президента Колумбии Ингрид Бетанкур, были похищены повстанцами ФАРК в 2001 и 2002 году соответственно.
Вместе с Рохас в заложники попала и сама Бетанкур, освобождения которой безуспешно добивается мировое сообщество, в первую очередь Франция, чьей гражданкой она также является. Бетанкур — самая высокопоставленная заложница ФАРК.
Первая неудачная попытка Чавеса добиться вызволения женщин-политиков и трехлетнего сына Клары Рохас, родившегося в плену (его отцом был один из боевиков левацкой группировки, следы которого впоследствии затерялись), была предпринята две недели назад. Тогда боевики ФАРК обвинили правительство в саботаже достигнутых договоренностей и отказались от передачи заложниц.
Бывшая пленница рассказала, что ребенок оставался при ней лишь в течение восьми месяцев после рождения. Последние два года мальчик провел не в одном из лагерей повстанцев, затерянных в джунглях, а в сиротском приюте. В возрасте одиннадцати месяцев он был передан на воспитание крестьянину Хосе Гомесу, который приходился мальчику двоюродным дедушкой с отцовской стороны. Тому было запрещено рассказывать о происхождении ребенка, даже когда он отдал его в детский дом города Сан-Хосе-де-Гуавьяре, где сильны позиции повстанцев.
Больного лейшманиозом и недокормленного ребенка в скором времени перевели для лечения поврежденной при родах руки в столицу страны Боготу, в одном из приютов которой он и остался.
После того как правительство страны выступило с заявлением о том, что Эммануэль Рохас в действительности не находится в руках боевиков, обеспокоенный Хосе Гомес потребовал назад ребенка, названного им Хуаном Давидом. Он заявил при этом, что приходится ему отцом. Однако власти отказали ему, посчитав, что схожесть родовых травм сироты с теми, что получил новорожденный Эммануэль, не может быть случайной.
Тогда Гомес раскрыл правду. Он заявил, что один из полевых командиров ФАРК два года назад передал ему ребенка и за молчание заплатил крупную сумму. Когда в ходе переговоров боевиков с правительством встал вопрос о выдаче мальчика, от Гомеса под угрозой смерти потребовали во что бы то ни стало вернуть ребенка повстанцам до 30 декабря.
Кровное родство Рохас и найденного ребенка, как объявили в правительстве Колумбии накануне Нового года, было подтверждено результатами теста ДНК. «Я сразу же (после освобождения) хотела бы забрать Эммануэля», — заявила Рохас в интервью колумбийской радиостанции Caracol.
Рохас рассказала также журналистам, что не видела Бетанкур, вместе с которой была похищена, уже около трех лет. «Я ничего не знаю об Ингрид вот уже на протяжении трех лет», — заявила помощница бывшей кандидатки на высший пост в государстве. По ее словам, повстанцы сознательно разделили пленников на группы «по соображениям безопасности». «Ингрид, не падай духом, я надеюсь, что скоро увижу и тебя здесь», — обратилась Рохас к бывшей начальнице.
В ноябре прошлого года переговоры с повстанцами об освобождении находящихся в их плену 45 политиков, чиновников и иностранных граждан оказались на грани полного провала. Колумбийский президент Альваро Урибе объявил о намерении отказаться от посреднических услуг своего венесуэльского коллеги Чавеса в переговорах с лидерами ФАРК. Он объяснил это тем, что Чавес недопустимо тесно сотрудничает с представителями колумбийского военного командования и даже связывался с ними напрямую через голову президента.
В ответ на это Чавес обвинил Урибе во лжи и заявил, что больше «никому не доверяет в правительстве Колумбии». Тогда отношения между двумя странами оказались на грани разрыва, из Боготы был даже отозван венесуэльский посол. Однако затем Чавес, которого пригласили выступить в качестве посредника на переговорах с руководством ФАРК в сентябре 2007 года, отыграл назад и вновь предложил свои услуги.