Владимир Александрович Крючков родился 29 февраля 1924 года в Волгограде. В годы Великой Отечественной войны Крючков работал разметчиком на оборонном заводе, затем возглавил ячейку комсомола в строительно-монтажной части. В 1949 году закончил Всесоюзный заочный юридический институт, пять лет спустя получил второе образование в Высшей дипломатической школе МИД СССР. Затем сделал классическую карьеру советского аппаратчика, начальными ступенями которой стали должности первого секретаря райкома, а затем второго секретаря горкома ВЛКСМ. Непродолжительное время Крючков работал следователем и прокурором.
В 1954-1959 годах — на дипломатической работе в МИД СССР и посольстве СССР в Венгрии.
Именно в Будапеште Крючков познакомился со своим будущим шефом Юрием Андроповым, бывшим тогда главой советской дипмисии. Там же в Венгрии — в 1956 году во время кровавого подавления так называемого «венгерского мятежа» — Крючков познакомился и с методами работы российских органов.
В органы госбезопасности Крючков по приглашению Андропова пришел в 1967 году. С должности помощника секретаря ЦК КПСС он стал помощником председателя КГБ, начальником его секретариата. В 1974 году Крючков дослужился до поста начальника Первого главного управления КГБ СССР (внешняя разведка), на котором работал 14 лет.
При Горбачеве в 1988 году возглавил КГБ, оставаясь на этом посту до самого ареста после неудавшейся попытки государственного переворота 19-21 августа 1991 года.
Крючков, как утверждали большинство руководителей путча, был одним из инициаторов заговора, однако в дни самого переворота, по словам многих людей из его окружения, проявил нерешительность, во многом сделав провал ГКЧП неизбежным.
Сразу же после ареста, как свидетельствуют видеозаписи первых допросов, Крючков раскаивался в содеянном и приносил извинения Горбачеву. Затем, однако, от раскаяния отказался и в течение своего трехлетнего заключения в «Матросской тишине» не раз критиковал в левооппозиционной печати Горбачева и Бориса Ельцина. Крючков был амнистирован Госдумой в 1994 году, как и все члены ГКЧП и руководители октябрьского восстания 1993 года. Перед судом добровольно предстал лишь генерал Валентин Варенников, который был оправдан.
После выхода из тюрьмы Крючков оставался на пенсии, давал консультации по проблемам в сфере госбезопасности. С 1991 года были изданы его автобиографические и исторические книги «Личное дело. Три дня и вся жизнь», «На краю пропасти», «Личность и власть» и «Без срока давности».
В последний раз о Крючкове вспомнили совсем недавно, когда его имя появилось под открытым письмом бывших руководителей советских спецслужб «Не довести до беды! Ко всем, кому небезразлична судьба России». Это воззвание было написано в ответ на опубликованную 9 октября в газете «Коммерсантъ» статью руководителя Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктора Черкесова «Нельзя допустить, чтобы воины превратились в торговцев». В своем обращении отставные разведчики призывали российские спецслужбы не допустить разрастания внутреннего конфликта.