Начиналось все достаточно мирно, ничто не предвещало скандала. Председатель законодательного собрания области Виталий Фортыгин внес кандидатуру Владимира Рушайло. Он отметил, что генерал — человек в московских кругах не новый и ему не придется долго входить в курс дела. Это особенно важно при тех обстоятельствах, что у четвертого созыва заксобрания Архангельской области до истечения полномочий остается не так уж много времени, чтобы утвердить своего делегата в СФ. За оставшиеся полтора года новый сенатор, не знакомый с деятельностью СФ, не успеет принести региону никакой пользы, говорил докладчик.
Депутатам раздали справку о Рушайло и предложили задать вопросы кандидату.
Однако народные избранники все как один промолчали, что уже выглядело подозрительным.
Удивление тут же было погашено комментарием Фортыгина, который пояснил: «Нет вопросов, потому что накануне мы провели консультации со всеми фракциями».
Депутаты решили голосовать тайно. Отдав свои голоса и выйдя на перерыв из зала, депутаты стали удивляться заявлению спикера о якобы проведенных накануне консультациях. «С нами никто не консультировался по персоне Рушайло, может, и приходили, поскреблись и ушли, но мы ничего не слышали, никто с нами не встречался», — заявил, к примеру, депутат от КПРФ Александр Новиков.
«Я впервые слышу о консультациях по генералу Рушайло, со мной никто не консультировался. Я считаю, что чужой для области человек не должен представлять регион, поскольку он его не знает», — добавил независимый депутат Виктор Казаринов.
После полуторачасового перерыва депутаты вернулись в зал и были готовы слушать результаты.
Но спикер Фортыгин неожиданно объявил состоявшееся голосование нелегитимным.
«Мне только что позвонили из правового управления Совета федерации, — нервно докладывал спикер. — И сказали, что действия собрания незаконны. Произошла накладка, законодательная коллизия. Дело в том, что выборы нового члена СФ являются законными только после прекращения полномочий предыдущего члена, а СФ еще не сложил полномочия с Юрия Сивкова, это произойдет только 24 ноября».
Депутаты так и не смогли настоять на том, чтобы итоги голосования были объявлены. Спикер дважды заставил народных избранников проголосовать, пока в спорах решалось, обнародовать итоги или нет. В конце концов, депутаты сдались и 36 голосами решили снять вопрос об избрании представителя в СФ с повестки дня. Избирательная комиссия так и не объявила официальные итоги.
По информации источника «Газеты.Ru», за Рушайло проголосовали всего 22 депутата, а для утверждения его кандидатуры необходимо согласие больше половины состава парламента, то есть как минимум 31 голос.
Как отмечают местные эксперты, кандидатура Рушайло, незнакомого с областью, оказалась очень неудобной для значительной части архангельских народных избранников, желавших отправить в Москву кого-то из «своих». Незадолго до трагической гибели 14 октября бывшего сенатора Юрия Сивкова в области даже обсуждался вариант, при котором нынешний спикер собрания Виталий Фортыгин уходит в СФ, а Сивков занимает его место в областном парламенте.
Архангельская область стала тем местом, куда Москва на протяжении последнего полугода пытается сослать видных федеральных отставников. На вакантное кресло сенатора от заксобрания претендовал, к примеру, бывший глава ЦИКа, выходец из региона Александр Вешняков. Сначала, кстати, Вешняков столь же неудачно претендовал и на место Рушайло в исполкоме СНГ. Кандидатура Рушайло в отличие от Вешнякова, казалось, была согласована в Москве на всех уровнях, тем более что дело даже дошло до голосования. Еще в начале заседания спикер Фортыгин признался, что «консультировался по кандидатуре Рушайло с полпредом в Северо-Западном федеральном округе Ильей Клебановым, и он ее одобрил».