Президент Путин отправится в Тегеран во вторник, сразу после консультаций со своей германской коллегой Ангелой Меркель. Накануне канцлер уже провела с Путиным в Висбадене экспресс-переговоры под местную ветчину, закуски и рислинг. Ужин прошел в расслабленной атмосфере и позднее, чем планировалось — российский президент прилетел в Висбаден с двухчасовым опозданием. Предполагалось, что Путин и Меркель обсудят за ужином энергетическое сотрудничество, планы развертывания американской ПРО в Европе, Косово и Иран. Перед беседой за ужином в гессенском ресторане «Адлер Виртшафт» российского президента атаковали германские журналисты, которых интересовала самая горячая тема дня — что российский президент думает о покушении, якобы готовящемся на него в Тегеране.
Президент Путин вопрос вежливо игнорировал — махнул рукой и бросил короткое: «Потом!».
События вокруг этого «покушения» с самого начала развивались как хорошо срежиссированный спектакль. Первая информация о возможном покушении была передана в воскресенье «Интерфаксу» от «заслуживающего доверия источника в одном из российских спецведомств». Источник, отсылая к разным каналам получения информации «за пределами РФ», сообщил, что несколько групп смертников якобы готовятся устроить взрыв в Тегеране во время визита российского президента. В пресс-службе Кремля информацию о покушении комментировать отказались, подтвердив при этом, что «эта информация доложена президенту».
Телеведущие государственных каналов России в воскресном вечернем эфире с тревогой в голосе с бумажки зачитывали срочные новости о предполагаемом покушении на президента.
Потом, однако, никакими дополнительными фактами утечка не обросла. На Западе сразу заподозрили, что новость, мягко говоря, инспирирована. Британская The Guardian подчеркивает, что «администрация российского президента отказалась сообщить детали предполагаемого покушения». При этом газета связывает утечку с предстоящими парламентскими и президентскими выборами в России и с попыткой Кремля изобразить Путина единственным человеком, способным сохранить стабильность в стране. The Times называет информацию о покушении «загадочной». Она, пишет газета, вызывает «недоумение».
На самом деле все выглядело логично. Утечка о покушении, по всем признакам, была организована, чтобы скрыть негативный эффект от другой, чуть более ранней новости — объявления о самой поездке Путина в страну-изгой.
О визите президента в Иран 16 октября на саммит Каспийских государств (России, Азербайджана, Туркмении, Казахстана, Ирана) Кремль сообщил только в субботу. Заранее эта поездка не анонсировалась — чтобы не вызывать с самого начала негодования на Западе, считающем дружбу Москвы с Тегераном по меньшей мере сомнительной.
Поездка Путина в Иран — первый визит в эту страну главы российского государства с момента свершения там исламской революции в 1979 году. Президент Путин станет также первым главой государства из числа стран «восьмерки», который посетит Иран в последнее время.
О возможности такой поездки до конца 2007 года «Газета.Ru» писала еще в июне. Иранцы давно хотели добиться такого визита, который поможет им в противостоянии с Западом. Путин же неизменно от поездки по тем или иным формальным причинам отказывался. В последний раз глава Ирана Махмуд Ахмадинеджад лично позвал Путина в гости 16 августа в Бишкеке на саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
«У Ирана имеется особое желание заполучить Путина в Тегеране. Но Путин просто так не может поехать в Иран, поскольку это было бы циничной, по мнению Запада, демонстрацией новой политики России по отношению к Западу. И пока международная политическая конъюнктура не позволяет Путину нанести протокольный официальный визит, можно сделать это под каким-то предлогом — это возможно, идеальным вариантом было бы подготовить до кондиции договор о статусе Каспия и для этого собраться в Тегеране и подписать этот договор», — говорит директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров.
Тема раздела Каспия, конечно, заявлена на саммите как главная. Однако на самом деле таковой может стать ядерная программа Ирана. Как заявил накануне глава иранского МИДа Манучхер Моттаки, на вторник запланирована личная встреча Путина и Ахмадинеджада, и «эти консультации окажут действенное влияние на безопасность на планете». Как полагают обозреватели, Путин и Ахмадинеджад обсудят в первую очередь двусторонние отношения, в том числе и их не вполне приятные аспекты, такие как отсрочки в строительстве АЭС в Бушере.