После суточной паузы российские силовые ведомства начали отвечать на беспрецедентное открытое письмо директора Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) Виктора Черкесова. Как подробно рассказывала «Газета.Ru», Черкесов опубликовал в газете «Коммерсантъ» пространную статью, где впервые признал факт «войны внутри чекистского сообщества» и призвал своих противников в других силовых ведомствах прекратить ее. Статья, как известно, имела непосредственным поводом широко освещавшийся в прессе арест ближайшего соратника Черкесова, начальника департамента ФСКН генерала Александра Бульбова. Его Черкесов и другие служащие ФСКН считают невинной жертвой других силовиков, которые, кстати, в газетной статье конкретно не названы (в одном месте было упоминание некоторых сотрудников ФСБ, «имеющих бизнес-интересы», в другом – вспоминалась история с закрытием скандальных дел «Трех китов» и «дела о китайской контрабанде»).
Эксперты «Газеты.Ru» предположили, что войну с Черкесовым ведут ФСБ и Генпрокуратура, а также формально входящее в Генпрокуратуру суперведомство – Следственный комитет (СК).
Именно Следственный комитет ответил на обвинения Черкесова первым. Речь о газетных публикациях, конечно, не идет. Через информагентства к вечеру среды было распространено сообщение за подписью официального представителя СК Владимира Маркина (как сказано в документе, заявление сделано по поручению председателя СК Александра Бастрыкина. Кстати, он, как и Черкесов некогда, очень близок Владимиру Путину.
Смысл заявления СК сводится к тому, что это ведомство, несмотря на призыв Черкесова, продолжит расследование дела Бульбова, который в тексте по умолчанию поставлен в один ряд с другими коррупционерами, в том числе уже осужденными.
«С октября 2006-го по октябрь 2007 года инициированы процедуры привлечения к уголовной ответственности 58 судей различных уровней, из них в отношении десяти уже возбуждены уголовные дела», — сухо перечисляет СК. «К уголовной ответственности за совершенные преступления привлечены 234 следователя органов внутренних дел, 16 следователей органов наркоконтроля, 171 адвокат», — продолжает Маркин. В числе примеров борьбы с коррупцией на разных должностях упомянуты уже осужденные, правда, условно губернатор Ненецкого округа Алексей Баринов и экс-мэр Волгограда. «Проводятся следственные действия и в отношении высокопоставленных сотрудников других ведомств, — переходит к главному Следственный комитет. — Привлечены к уголовной ответственности по ст. 290 («Получение взятки») УК РФ начальник инспекции Юрий Гайдуков и директор правового департамента Счетной палаты РФ Зарина Фарниева (дело о коррупции в Счетной палате непосредственно предшествовало делу Бульбова и, по мнению экспертов, также связано с борьбой силовиков. – «Газета.Ru»)». «В октябре 2007 года возбуждено уголовное дело по ст. 290 («Получение взятки»), ст. 138 («Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений») и другим статьям УК РФ в отношении начальника департамента оперативного обеспечения ФСКН Александра Бульбова и ряда сотрудников ведомства», — сообщает комитет. «Следственный комитет при прокуратуре РФ намерен и в дальнейшем информировать общество о масштабах и характере проводимой работы», — завершается послание.
Эксперты прогнозируют, что конфликт внутри «чекисткого сообщества» закончится не в пользу Черкесова. Черкесов уже давно был вытеснен из ближайшего окружения президента, и его слова можно расценить не иначе как «крик отчаяния человека, оставшегося на обочине политического процесса», говорит директор Института прикладной политики Ольга Крыштановская.