Об обстоятельствах отставки Гонсалеса сообщила пока лишь влиятельная The New York Times. По ее сообщению, в пятницу чиновник позвонил Джорджу Бушу и объявил о планах покинуть свой пост. В Белом доме информацию о предстоящем увольнении генпрокурора подтвердили. Сам Гонсалес сказал, что сложит с себя обязанности 17 сентября, но так и не объяснил причин своего внезапного решения. В заявлении министерства юстиции Гонсалес поблагодарил президента Буша за дружбу и сказал, что возглавлять минюст, несмотря на все проблемы, для него огромная часть. «Мои худшие дни в должности генерального прокурора были лучше, чем лучшие дни моего отца», — сказал на прощание Гонсалес. Источник в американской администрации заявил, что Буш еще не определился с кандидатурой нового генпрокурора, однако намерен сделать это в ближайшее время. Исполнять обязанности увольняющегося Гонсалеса временно будет его заместитель Пол Клемент.
До последнего времени Буш выступал в защиту Гонсалеса, которому доверяет еще со времен работы губернатором в штате Техас.
Уход Гонсалеса связывают со скандалом вокруг увольнения восьми федеральных прокуроров, разгоревшимся в конце прошлого года.
Как заподозрили политические противники Буша, причиной прокурорских отставок стало то, что они не в полной мере поддерживали политику администрации президента. В связи с этим представители Демократической партии в конгрессе США неоднократно выступали с требованием отставки Гонсалеса. Эти требования усилились после расследования, проведенного в минувшие месяцы профильным комитетом конгресса, контролируемым демократами. Специальная комиссия пришла к выводу, что Белый дом намеревался в конце второго президентского срока Джорджа Буша уволить всех 93 прокуроров страны, в чем демократы тоже усмотрели политическую подоплеку. Администрация президента постоянно отвергала эти обвинения и заявляла, что ротация прокурорских кадров произошла строго в соответствии с существующими законами.
Увольнением прокуроров претензии конгрессменов-демократов к генпрокурору не исчерпывались.
В начале августа обе палаты конгресса приняли резолюции, предполагающие выговоры для Буша и Гонсалеса. Обоим вменялось в вину санкционирование секретной программы прослушки без судебного ордера (такая практика была регламентирована министерством нацбезопасности США после терактов 2001 года). Минюст, который в США возглавляется генпрокурором, был уличен также во введении практики жестких допросов подозреваемых в терроризме и ущемлении прав заключенных-боевиков, арестованных преимущественно в Ираке и Афганистане и содержащихся за пределами США — в кубинском лагере Гуантанамо и секретных тюрьмах ЦРУ. Наконец, резолюции упоминали незаконную работу закрытых военно-судебных комиссий, запрещенных решением Верховного суда США, а также сокрытие информации об увольнениях прокуроров в нескольких американских штатах.
О возможной отставке Гонсалеса заговорили еще весной, после увольнения заместителя генерального прокурора США Пола Макналти. Тот подал в отставку, ссылаясь на финансовые причины. Уход Макналти был также напрямую связан с прошлогодним увольнением федеральных прокуроров. В феврале, давая показания комиссии конгресса, Макналти сказал, что по политическим причинам был уволен только федеральный прокурор в Арканзасе, а остальные уволенные действительно работали не лучшим образом. Поднявшаяся после этого волна критики сделала увольнение юриста неизбежным. Гонсалес тогда сохранил пост во многом благодаря личной поддержке президента США.
Увольнение Гонсалеса — вторая потеря Белого дома за последние недели.
В начале августа администрацию покинул главный пиарщик президента США Карл Роув. Он проработал рядом с Бушем 14 лет, курировал все его избирательные кампании. Как писала «Газета.Ru», эту отставку спровоцировал скандал вокруг разглашения имени агента ЦРУ под прикрытием Валери Плейм. Ее имя и статус были названы в статье The Time корреспондентом журнала Мэттью Купером. Впоследствии Купер был вынужден признать, что получил информацию о Плейм непосредственно от Карла Роува, а также помощника вице-президента Дика Чейни Льюиса Либби. Хотя дальнейшее расследование установило, что Роув в разглашении непосредственного участия не принимал, Купер серьезно подорвал его репутацию. Последний мощный удар по карьере Роува был нанесен совсем недавно, когда Роува, как и Гонсалеса, сочли одним из инициаторов прошлогоднего увольнения восьми федеральных прокуроров.