Президент Туркмении Курбангулы Бердымухаммедов помиловал ряд политзаключенных, обвиняемых в причастности к якобы готовившемуся покушению на его предшественника Сапармурата Ниязова в 2002 году. По разным данным на свободу вышли от 11 до 15 человек. За решеткой остается еще около 50 политических противников покойного Туркменбаши, осужденных за покушение.
Туркменские СМИ сообщают, что помиловали 11 заключенных, передает Associated press. Такие же данные у сына отбывающего срок оппозиционера Бориса Шихмурадова Байрама, который живет в России и также занимается политикой. «В указе 11 фамилий», — заявил он «Газете.Ru». Однако по данным радиостанции «Немецкая волна», на самом деле на свободу вышли 15 человек. При этом заключенных просто так не отпустили. Освобожденные, в присутствии родственников, выступили в министерстве внутренних дел с речами, в которых хвалили и благодарили нового президента и признавали, что совершили ошибку.
Имена всех помилованных не известны. Самый известный из помилованных — бывший верховный муфтий Туркмении Насрулла ибн Ибадулла. Первый муфтий Туркменистана занял этот пост сразу же после развала СССР. А в начале 2003 года он по собственному желанию сложил свои полномочия, а также покинул пост зампредседателя Совета по делам религии. Практически сразу же после этого началось преследования священнослужителя, и 2 марта 2004 года Азатлыкский районный суд в Ашхабаде приговорил ибн Ибадуллу к 22 годам тюремного заключения.
Первые пять лет он должен был провести в колонии строгого режима.
Бывший муфтий был обвинен, как и многие политические противники Туркменбаши, в причастности к покушению на Ниязова. Он пострадал, возможно, за то, что выступал против вынесения смертных приговоров людям, которых подозревали в покушении. Хотя для преследования муфтия были и другие причины.
Так, главный муфтий отказывался широко использовать в мечетяx книгу Сапармурата Ниязова «Руxнама», и, тем более, приравнивать ее к Корану.
Второй помилованный Эсен Ыклымов по большому счету попал в тюрьму из-за одинаковой фамилии с Ыклымом Ыклымовым, одним из главных «изменников родины», по мнению Ниязова. Начальник управления пропаганды и правового обслуживания министерства юстиции республики Ыклым Ыклымов еще в 90-х посмел публично высказать свои сомнения, насколько правомерен закон о выборах президента. За такие высказывания родственников, близких и друзей Ыклымова власти страны долго преследовали. Самого Ыклымова подвели под то же дело о покушении на Туркменбаши.
Шахмурадов-младший рассказал «Газете.Ru», что на свободу также вышел Юсуп Хаитов, которому сейчас около 80 лет. «Эта фамилия фигурировала в деле моего отца. По расписанной версии следствия, Хаитов был одной из ключевых фигур. Он после переворота должен был возглавить коммунистическую партию, чтобы создать конкуренцию в стране», — пояснил он.
Еще одна помилованная, Ольга Прокофьева, просто была знакома с кем-то из организаторов «покушения».
В опубликованном указе говорится, что Бердымухаммедов пошел на встречу заключенным в связи с множеством обращений граждан в Государственную комиссию по рассмотрению обращений граждан по вопросам деятельности правоохранительных органов при президенте, а также в связи с искреннем раскаянием заключенных. Не исключено, что в ближайшее время на свободу выйдут соучастники якобы готовящегося покушения.
«Хорошо, что эти люди вышли. Рано или поздно это должно было произойти, потому что этого ждали от Бердымухаммедова. Я надеюсь, что миловать будут и дальше, и дело дойдет до главных фигурантов, и отпустят моего отца, а также Ыклымова», — сказал Шихмурадов. Правда, оговорился, что точной информации о том, живы ли они, нет. «Нам еще 5 лет назад из разных источников сообщали, что Ыклым Ыклымов умер, и мой отец умер. Но мы осторожно относимся к этой информации — нет никаких подтверждений», — пояснил оппозиционер.
По его мнению, у лидера Туркмении просто нет другого варианта, кроме как начать разбираться с правоохранительными органами и громкими делами прошлого. «Фактически в Туркмении нет ни одной семьи, где бы кто-то из родственников не сидел. Поэтому, самое главное — прекратить беспредел», — считает оппозиционер.
Надо отметить, что Бердымухамедов, помимо помилования, выступил еще с одной идеей, касающейся заключенных. Он предложил отойти от практики ежегодного помилования в канун священной для мусульман ночи — «Гыдыр гиджеси» и впредь проводить амнистию поэтапно, в течение всего года. Правда, по амнистии участники покушения не могут выйти на свободу. Как ранее рассказывала «Газета.Ru», в 2002 году, когда шел суд над возможными убийцами Ниязова, УК Туркмении не предусматривал пожизненного заключения ни за какое преступление. Соответствующие изменения попали в Уголовный кодекс постфактум, и к ним была добавлена оговорка, по которой осужденные по этой статье преступники не могут быть оправданы по амнистии.