Помощник президента и замглавы администрации президента Владислав Сурков разработал методическое пособие для слушателей Современной гуманитарной академии. В брошюре «Основные тенденции и перспективы развития современной России» главный кремлевский идеолог описывает видение истории страны с начала
90-х годов и указывает, к чему «нам» надо стремиться. Судя по тексту, автор полагает, что он говорит, скорее, не со студентами, а со своими соратниками — говоря о задачах, Сурков все время использует местоимение «мы».
В предисловии ректор СГА Михаил Карпенко объясняет, что идея такого пособия родилась из дискуссии первого вице-премьера Дмитрия Медведева и Суркова о понятии «суверенная демократия». Этому в брошюре отведена отдельная глава. По сути, ничего нового в тексте нет — в основном, это компиляция выступлений и статей Суркова, щедро сдобренная цитатами из выступлений президента Владимира Путина.
«Демократия в России — это всерьез и надолго», — почти в начале говорит Сурков. Рассуждая о развитии избирательного права, Сурков указывает, что технологии власти, самоорганизации общества становятся все сложнее, «от принуждения общество постепенно переходит к технологиям убеждения». В том, что развитие новых подходов только в процессе, в том числе и среди властных чиновников, автор намекает в такой фразе: «Все-таки баланс современной цивилизации смещается в сторону умения убеждать и договариваться, чтобы как можно большее количество людей осознанно принимало то или иное решение и по возможности добровольно».
В своем пособии Сурков раскритиковал и политиков, бизнесменов начала 90-х, и нынешних предпринимателей. Досталось даже «Единой России»: признавая неплохие перспективы на выборах в Госдуму, автор отмечает, что «есть и проблемы». Как ни странно, больше всего сложностей у партии из-за того, что в большинстве субъектов она основывается на действующей власти, а не на широких слоях населения: «Не будем анализировать, почему так сложилось и насколько прочно сложилось». При этом Сурков не хочется вдаваться в историю создания «Единой России». «Это более сложная работа, более неблагодарная, потому что, конечно, легче получить губернатора во главе списка и приличный результат, чем ходить от дома к дому, убеждать в чем-то людей, выступать в СМИ и т.д. — это сложно, но это и есть настоящая политическая работа», — призывает он партию власти. Причем Сурков не сомневается, что к его воззваниям единороссы прислушаются, и «в ближайшие 2-3 года они эту задачу решат».
В противовес партии власти замглавы кремлевской администрации упомянул и националистские движения: «Вполне вероятно, что если национал-изоляционисты придут к власти в нашей стране, возникнет ухудшенная копия советского, недосоветского, бюрократического государства, причем даже без советского величия. Не говоря о том, какие последствия это может иметь для наших граждан, потому что межнациональные конфликты провоцировать в нашей стране очень опасно. Если у одних во всем русские виноваты, у других — евреи, у третьих — татары, так можно далеко зайти».
Помощник президента рассуждает и об олигархии, намекая на особо амбициозных бизнесменов. По мнению автора, олигархия нелегитимна, поскольку в Конституции не указано, что какой-то бизнесмен может руководить каким-нибудь министром. Кроме того, таких людей, попадающих под определение «олигарх», крайне немного. «Даже те из бизнесменов, кто сделали в то время успешную карьеру, вовсе не желали, чтобы их интересы представлялись этим узким кругом людей. Такого не было. Они, скорее, дискредитировали деловое сообщество своими непомерными амбициями», — обличает Сурков. Вероятно, речь может идти как о бывшем главе НК ЮКОС Михаиле Ходорковском, так и о бизнесмене Борисе Березовском. Что касается владельца нефтяной компании, ныне отбывающего наказание в Читинской области, то Сурков фактически поясняет, за что этот бизнесмен там оказался: «Было предложено равноудалиться, не болтаться по Кремлю, не шататься по министерствам и не решать вопросы, не входящие в компетенцию. А так, в целом, ходить вместе и ставить общие вопросы для общего развития рыночных отношений. Просто было предложено платить налоги». «Известны случаи об освобожденных от налогов фирмах, где работали 50 инвалидов и через которые проходила вся выручка крупнейших нефтяных компаний», — это также отсылает к «делу ЮКОСа».
На еще одного олигарха, Владимира Гусинского, Сурков намекает так: «Свобода слова тоже имела особый смысл: ведущие телеканалы стали оружием в руках известных олигархических групп и большей частью использовались для вышибания новых объектов госсобственности и участия в разделе таковых». По версии Суркова, то, что частная телекомпания превратилась фактически в государственную, закономерно, ведь кредиты брались у госкомпаний. Когда же компания не смогла их выплатить, то она попала в распоряжение кредитора.
В своей работе Сурков вводит и новое определение — «реформы 13 сентября». О нескольких нововведениях Путин объявил на расширенном заседании правительства 13 сентября 2004 года — через несколько дней после трагедии в Беслане. Напомним, тогда была озвучена идея о новом порядке избрания, а фактически назначения, глав субъектов, заявлено о создании Общественной палаты, переходе к пропорциональной системе выборов в Госдуму. Все эти реформы проводились под знаком борьбы с терроризмом. Поскольку о странности принятия тех решений говорят до сих пор, Сурков в учебном пособии объясняет, как терроризм и выборы связаны. По его словам, чтобы противостоять терроризму, надо укреплять государство, а новая система выборов как раз стабилизирует обстановку в стране.
Отдельно Сурков рассказывает о национальных приоритетных проектах, а также о демографической ситуации. Правда, вместо размышлений автора основное место в статье занимают длинные цитаты из выступлений президента. Кстати, кроме Путина Сурков в брошюре цитирует в своем тексте и Иосифа Бродского, Николая Бердяева, Маршалла Голдмана.