В понедельник редакция «Новой газеты» направила в Генпрокуратуру обращение, в котором настаивает на возобновлении расследования по факту гибели журналиста и депутата Госдумы Юрия Щекочихина. «Наше обращение вызвано тремя основными факторами», — рассказал главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов. Во-первых, родственники Щекочихина так и не получили акта вскрытия. Во-вторых, коллеги Щекочихина смогли переправить зарубежным специалистам добытые ими образцы тканей и краткое заключение судебных медиков. «В итоге медики пришли к выводу, что диагноз, может, поставлен и правильный, но при этом ничего не сказано о том, почему он возник, — пояснил Муратов. — Это все равно что сказать, мол, человек умер от отека, но промолчать, что сам отек вызван укусом змеи». «Не может интоксикация (тяжелая общая интоксикация — официальная причина смерти Щекочихина — «Газета.Ru») возникнуть просто так», — уверен главред «Новой газеты». В-третьих, в последнее время из Генпрокуратуры были уволены ряд крупных чиновников, уличенных в прикрывательстве ряда громких дел, по которым свои журналистские расследования вел Щекочихин. Наиболее громким было дело «Трех китов» по контрабанде мебели, расследование которого приняло новый оборот с приходом на пост генпрокурора Юрия Чайки.
Щекочихин над делом «Трех китов» работал едва ли не с самого начала, обвиняя в махинациях с контрабандой мебелью в том числе и сотрудников ФСБ. В «Новой газете» он писал о «черной растаможке» крупных партий мебели, которую прикрывали сотрудники ФСБ. Именно это расследование Щекочихина, ставшее последним в его жизни, коллеги погибшего депутата и считают причиной его смерти. Юрий Щекочихин скончался 3 июля 2003 года от отека мозга в результате развития сильнейшей аллергии. Версия убийства так и не была признана следствием основной, хотя незадолго до смерти депутату и его семье угрожали, и он был вынужден нанять охрану.
Генпрокуратура пока никак не прокомментировала новое обращение журналистов «Новой газеты», зато в понедельник Юрий Чайка рассказал некоторые подробности следствия по делу об убийстве другого журналиста «Новой газеты» — Анны Политковской. На пресс-конференции в Хельсинки по итогам совещания Россия — ЕС по проблемам безопасности и правового сотрудничества Чайка сообщил, что следствие по делу об убийстве Политковской пока не выделяет ни одной из версий в качестве приоритетной. «Следствие расследует и рассматривает различные версии, — заявил генпрокурор. — Отдавать приоритет какой-либо из них пока просто нецелесообразно». По словам Чайки, следователи допросили уже несколько сотен человек, «просмотрены более 300 часов видеозаписей, назначены более 15 экспертиз, в том числе криминалистических». «Мы работаем и с журналистским корпусом — буквально перед моим отъездом мой заместитель беседовал с руководителем «Новой газеты», где работала Анна Политковская», — сообщил Чайка. Присутствовавший там же помощник президента РФ Виктор Иванов назвал гибель журналистки «жестоким актом». Он напомнил, что Политковская занималась «общественно значимым делом», и провел аналогию с убийством режиссера и писателя Тео ван Гога и члена городского совета Нью-Йорка Джеймса Дэвиса. «Эти акты говорят о том, что нам надо теснее сотрудничать в области предотвращения терроризма и ликвидации организованной преступности», — добавил Иванов.
Напомним, Анна Политковская была застрелена 7 октября в подъезде дома в центре Москвы, где она снимала квартиру.