За последнюю неделю Касьянов уже второй раз общался с журналистами. Каких-то более или менее внятных объяснений экс-премьера в связи со скандалом вокруг госдачи Сосновка-1 ждали давно – с того самого момента, как Генпрокуратура возбудила в конце июля уголовное дело по запросу депутата Госдумы Александра Хинштейна о незаконном присвоении имущества. Но Касьянов все молчал. На время атаки в свой адрес он взял отпуск и уехал отдыхать на Средиземное море. А на хозяйстве оставил пресс-секретаря Татьяну Разбаш, которая давала скупые, ничего не прояснявшие комментарии. Их тогда сочли косвенным доказательством вины.
За полтора месяца молчания у экс-премьера, судя по всему, накопилось: сначала краткое интервью Ren TV в минувшую субботу, теперь развернутое – в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
Главный результат случившейся на Касьянова атаки — он теперь отвечает на вопрос об участии в президентских выборах не «все возможно», как полгода назад, а просто «да».
«Если еще три месяца назад я сильно сомневался, то сегодня я думаю, что ситуация не меняется в ту сторону, в которую бы я хотел, — сказал Касьянов в эфире «Эха Москвы». — И поэтому я не могу уйти просто в тень, поскольку в настоящее время некому развивать те политические процессы, которые, на мой взгляд, могут привести к положительному результату, на который рассчитывают миллионы российских граждан». Таким образом, если целью атаки на Касьянова был его отход от политической деятельности и желательно эмиграция, то получилось ровно наоборот. Не эмиграция, а еще большая оппозиционность экс-премьера Кремлю.
Политикой до 2008 года Касьянов намерен заниматься активно.
«Я не буду лично участвовать (в выборах. – «Газета.Ru») в ближайшее время, — сказал экс-премьер. — Я буду в рамках политической работы поддерживать процессы, которые я считаю правильными по всем выборам, которые в стране будут происходить в ближайшем и отдаленном будущем». Касьянов вновь призвал демократов к объединению, причем к началу следующего года. «Я считаю возможным и правильным создание в России демократической коалиции, — сообщил бывший глава правительства. — Я с весны предпринимаю попытки объединить эти демократические силы, чтобы выверить их разногласия и помочь им понять, что без их объединения в кратчайшие сроки демократии в России придет конец».
Торопиться, судя по всему, есть куда. Касьянов не исключает досрочных парламентских выборов в стране. «Это вполне логично. Власть наверняка думает: зачем ждать 2007 года, когда это можно сделать сейчас, когда сегодня все хорошо, все стабильно», — предположил он. Экс-премьер готов в принципе даже участвовать в таких выборах, но почему-то при несколько странных условиях: «Если у нас будет ощущение, что объединенная демократическая оппозиция выиграет на этих выборах и получит более 50% голосов, тогда бы я не исключил своего участия в выборах». Касьянов в то же время сомневается, что в России возможно что-то типа «оранжевой революции», потому что «прямых оснований выходить на улицы сегодня нет».
Но риторика потенциального кандидата в президенты уже вполне в духе «оранжевых политиков», например, обвинения власти в коррупции. «В России произошел очень серьезный всплеск коррупции, — поделился Касьянов впечатлениями. — Это всегда было в России, но сегодня, на мой взгляд и судя по отзывам от предпринимателей, всплеск коррупции произошел серьезный. На моей памяти такого всплеска коррупции не было. Сегодня ничего нельзя решить без взяток. Раньше было что-то, чего нельзя было добиться даже за деньги. Сегодня за деньги все можно решить».
Оказал Касьянов поддержку и бывшему главе ЮКОСа Михаилу Ходорковскому. Заявив, что считает приговор неправильным, он отметил, что «не он (Ходорковский. – «Газета.Ru») виноват, а правительство, которое не сумело залатать дыры в налоговом законодательстве, позволяющие не платить налоги». Экс-премьер одобрил решение заключенного Ходорковского баллотироваться в Госдуму по 201-му одномандатному округу, а в ответ на вопрос, не будет ли экс-глава ЮКОСа премьером при Касьянове-президенте, заявил, что «еще не думал над таким вариантом».
Несмотря на все более очевидные политические амбиции Касьянова, «дачное дело» по-прежнему остается уязвимым местом потенциального кандидата. Конкретных доказательств в свою защиту Касьянов снова приводить не стал и пообещал лишь, что расскажет об истории с Сосновками только во время президентской кампании.
«Когда начнется предвыборная кампания, я все расскажу с документами. Я на любые вопросы отвечу», — сказал Касьянов, признав одновременно, что и Сосновку-1, и ряд других участков он действительно приобрел.
По его словам, долгое время в собственности экс-премьера были квартира и участок в шесть соток, а «после ухода с госслужбы были сделаны еще некоторые приобретения собственности». Экс-премьер поянсил, что речь идет о доме в Ильинском, которое также иногда называют Жуковкой и где сейчас живет его семья. Кроме того, по словам Касьянова, у него сегодня «есть приобретения, связанные с предпринимательской деятельностью — это и Сосновка, и Усово, и еще некоторые вещи», о которых Касьянов ничего не сказал.
При этом экс-премьер дал понять, что на покупку крупной собственности деньги взял в долг. «Это собственные и заемные средства, так работает бизнес», — отметил Касьянов. Дав пояснения, по «дачному делу» экс-премьер добавил, что в Генпрокуратуру его по-прежнему не приглашали.