За неделю до парламентских выборов в Германии соперники начали использовать более агрессивную тактику. Взаимная критика стала более жесткой, что проявилось в частности во втором раунде теледебатов, состоявшемся на германском телеканале ARD минувшей ночью. В отличие от первого тура теледуэли, в которой Шредер и Меркель встретились один на один, второй больше напоминал масштабное сражение. В студии спаринговались лидеры Христианско-демократического союза (ХДС) и социал-демократы (СДПГ), а также руководители выступающих с ними в коалиции партий. На своего непримиримого противника Шредера нападал премьер-министр Баварии, лидер ХСС Эдмунд Штойбер, а позиции Меркель пытался потеснить министр иностранных дел действующего кабинета, лидер партии «зеленых» Йошка Фишер.
Фишер и Шредер держались очень уверенно на всем протяжении ток-шоу и били, что называется, в одну точку — по финансовой политике теневого кабинета ХДС/ХСС.
Больше всего шишек досталось финансовому эксперту блока Паулю Кирхофу, которого Ангела Меркель незадолго до теледебатов пообещала сделать министром финансов в случае победы на выборах. Тут Фишер и Шредер, по сути, обострили критику, начатую немецким канцлером еще в первом раунде дебатов. Тогда Шредер атаковал план Кирхофа по введению единой ставки подоходного налога для всех немцев. Канцлер назвал предлагаемые меры недальновидными, ущемляющими интересы служащих с частичной занятостью (сменных рабочих, пожарных и полицейских). На этот раз уже Йошка Фишер напомнил немцам, что в 90-е консерваторы уже пытались провести похожую реформу и та попытка закончилась провалом. Шредер высказался еще резче, предложив оппозиционерам не делать из немцев подопытных кроликов.
Ситуация еще более обострилась, когда речь зашла о внешней и внутренней политике.
Лидер «зеленых» прямо обвинил Меркель в стремлении танцевать под американскую дудку. По его словам, если бы глава ХДС сейчас была у власти, немецкие солдаты уже воевали бы в Ираке.
Чтобы не быть голословным, Фишер привел в пример проамериканскую статью, которую Меркель написала в 2003 году. В статье оправдывались политические акции Вашингтона в отношении Ирака. Меркель и Штойбер, впрочем, в долгу не остались и обвинили канцлера в развале немецкой экономики и планах вступить в коалицию с немецкой Левой партией, выступающей на националистической платформе. Лидер Левой партии, бывший председатель социал-демократов Оскар Лафонтейн, предлагает, к примеру, защитить немцев от экспансии со стороны иностранных конкурентов, которые «крадут» их рабочие места. Шредер отверг эти обвинения, дав понять, что Лафонтейн — его давний и непримиримый противник.
В целом участники вчерашних теледебатов не сказали ничего нового, но продемонстрировали при этом резко возросшую агрессивность. Дело тут в том, что выборы в бундестаг пройдут уже на этой неделе, 18 сентября. По всей видимости, СДПГ и «зеленые» предприняли вчера самую мощную, возможно, последнюю попытку склонить часу весов свою пользу. Ведь после первых дебатов, прошедших в прошлый понедельник, разрыв между правящей коалицией и оппозицией сократился. Согласно одному из опросов, за партию канцлера Шредера готовы сегодня проголосовать 34% избирателей. Сторонников оппозиционных христианских демократов, правда, по-прежнему больше — 40%. Однако в июне разрыв между СДПГ и ХДС составлял 20%, сейчас — лишь 6%. Достаточно, чтобы понять, что тактика агрессивной критики работает.
Впрочем, большинство социологов сходятся на том, что выступление Шредера и Фишера вряд ли добавят СДПГ необходимые очки. Хотя опросы фиксируют отставание Меркель от Шредера в личном рейтинге (согласно недавнему опросу ZDF, Шредера поддерживают сегодня 49% избирателей, Меркель — 41%), на выборах в Германии голосуют не за политиков, а за партии. А преодолеть отставание в 6% за оставшиеся до выборов 4 дня правящей коалиции будет очень непросто.