Формально на пост президента Египта претендуют 10 кандидатов, среди которых главным и единственным фаворитом является, конечно, действующий президент Хосни Мубарак. Еле заметную конкуренцию ему могут составить разве что лидер оппозиционной партии «Завтра» доктор Айман Нур и Номаан Гомаа из партии «Аль-Вафд».
Однако все эксперты сходятся на том, что сегодняшние выборы являются практически безальтернативными, а действующий президент останется на своем посту еще шесть лет.
До сегодняшнего дня выборов современный Египет не знал. Единственная кандидатура выдвинутого правящей партией кандидата утверждалась на общенациональном референдуме. Действующий президент Хосни Мубарак таким образом избирался президентом уже четыре раза. Провести выборы в их сегодняшнем виде стало возможным после того, как в мае этого года в конституцию страны были внесены соответствующие поправки.
По просьбе «Газеты.Ru» оценку выборов и их последствий для Египта дал президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.
— Это последние выборы Хосни Мубарака. Его преклонный возраст позволяет говорить об этом почти со стопроцентной уверенностью. Единственной реальной альтернативой существующему режиму являются исламисты.
Неслучайно, религиозная организация «Братья-мусульмане» (организация запрещена в России) возникла именно в Египте. Многие в «Аль-Каиде» (организация запрещена в России), в том числе ближайшее окружение Усамы бен Ладена и, преимущественно, интеллектуальная элита, – это египтяне.
Неосалафитское движение (салафиты — фундаменталисты, сторонники возвращения к праведности раннего ислама. — «Газета.Ru» ) в Египте – движение с многолетней историей, это вечные противники действующей власти. Университет Аль-Азхар — это кузница исламистов, откуда вышли политические экстремисты, живущие далеко за пределами Египта, в том числе и в Чечне. Еще начиная с первого президента Египта Гамаля Абдель Насера, который расстреливал их, исламисты были загнаны в подполье. Президент Анвар Садат был убит ими же».
По мнению Сатановского, напряжение в стране с тех пор нисколько не уменьшилось:
— Если об известных взрывах на Синайском полуострове в курортном городе Шарм-эш-Шейхе общественности довольно широко известно, то о нападениях на христианские деревни не известно практически ничего. А ведь клановая резня в Верхнем Египте происходит сплошь и рядом. Недавно прошла серия взрывов террористок-смертниц в Нижнем Египте. Кроме политического резонанса, который не так значителен, теракты значительно подрывают экономику страны, так как ущерб туристической отрасли исчисляется в 100 миллионов долларов ежегодно. Египет мог бы стать Алжиром с его гражданской войной и сотнями погибших, но не стал благодаря жесткой позиции Мубарака.
Никто не знает, что будет после него. Главная проблема кандидатов, выступающих против него на выборах, – их непрофессиональность как политиков и то, что они практически не известны населению. Сегодняшние кандидаты сродни баллотировавшемуся в президенты России альтернативному кандидату Малышкину, которого, конечно, никто всерьез не воспринимал.
У этих людей нет практического опыта руководства чем бы то ни было.
Экспертами, безусловно, обсуждается и вариант передачи власти сыну Мубарака Гамалю. Однако, если этого сделать не удастся, дальнейшие перспективы развития Египта пока не ясны. Евгений Сатановский так комментирует такой вариант.
— В течение 5–10 лет после ухода Мубарака Египет, у которого и кроме политической ситуации полно проблем (ужасная экология, нехватка чистой пресной воды, демографическая ситуация и отток квалифицированных специалистов), вполне может оказаться под властью исламистов. И как следствие станет центром радикальных экстремистских организаций. А это гораздо опаснее, чем сегодняшнее отсутствие там демократии по западному образцу или другие альтернативные проблемы, которые выносятся на обсуждение.
Результаты сегодняшнего голосования будут официально объявлены в предстоящую субботу.